Новости

Курсы кройки и шитья

Курсы кройки и шитья

Полномочия местных бюджетов не соответствуют той финансовой базе, которая осталась после реформ в распоряжении муниципалитетов. Иначе говоря, обязательств перед населением у местных властей — хоть отбавляй, а денег на это — зачастую кот наплакал. Такова была основная мысль выступавших на прошедшем в Красноярске комитете по бюджету и налогам Совета по местному самоуправлению при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

Для городов и поселков, прочно стоявших на ногах, эта проблема особенно обострилась в период кризиса.

— В нашем городе все промышленные предприятия и строительные организации так или иначе связаны с Иркутским алюминиевым заводом, — рассказывает Юрий Сюсин, глава администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области. — Когда в кризис цены на алюминий резко пошли вниз, мы почувствовали это очень сильно. Объем промышленного производства снизился на 30 процентов, инвестиции упали на 83 процента. Налоговые поступления уменьшились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 37 процентов.

Естественно, в таких условиях муниципалитетам пришлось сокращать и бюджетные траты.

— Мы прежде всего пересмотрели капитальные расходы. Они были урезаны наполовину, — рассказал коллегам в своем выступлении председатель комитета, глава Красноярска Петр Пимашков, — реализация отдельных проектов была отложена до более благоприятных времен. Средства оставлены на самые необходимые расходы и вводимые объекты.

Следующий год, увы, пока не обещает местной власти, а месте с ней и населению легкой жизни.

— В Иркутской области на 15 процентов сокращены дотации муниципальным образованиям, на 10 процентов уменьшены региональные субсидии на выплату заработной платы бюджетникам, — приводит цифры Юрий Сюсин.

Что это означает? Скорее всего, неизбежными станут сокращения в бюджетных учреждениях. Подобные варианты вынуждены просчитывать почти во всех регионах: на федеральном уровне принято решение не увеличивать фонд оплаты труда для бюджетников на следующий год. То есть можно пойти двумя путями: оставить зарплату такой, какая она есть сейчас, или поднять оклады одним работникам за счет сокращения других работников. И тот, и другой путь — не из лучших.

А в Республике Хакасия уже сейчас ждут возможных судебных тяжб.

— Профсоюзы начали готовить исковые заявления с требованиями проиндексировать заработную плату для бюджетников, поскольку такая обязанность прописана и в федеральных, и в республиканских законах, — говорит Сергей Комаров,заместитель председателя Верховного Совета Республики Хакасия.

Еще одну важную для качественного формирования и исполнения бюджетов проблему поднял на совещании Юрий Сюсин.

— Ссылаясь на налоговую тайну, налоговые органы не раскрывают местной власти информацию об НДФЛ, — рассказывает глава администрации Шелеховского муниципального района, — а это для муниципалитетов основной доходный источник. Получается, мы лишены хоть какого-либо влияния на его формирование. Это неправильно и неэффективно.

Не во всем согласны местные власти и с политикой банков. На совещании звучали конкретные предложения, как изменить взаимодействие между банковской системой и местными властями, чтобы государственные деньги работали на население.

— Правительство Российской Федерации, оказав государственную поддержку ограниченному перечню банков, тем самым практически определило монополистов, имеющих возможность кредитовать местные бюджеты. Более того, банки фактически обеспечили свою ликвидность за счет государственных средств, — отметил Петр Пимашков. — В связи с этим правильно было бы зафиксировать для них процентные ставки на покрытие дефицитов местных бюджетов на уровне ставки рефинансирования Центрального банка.

А заместитель главы Красноярска Татьяна Зеленская предложила выйти в Государственную думу с инициативой изменения системы поддержки экономики.

— Намного эффективнее бюджетные средства Федерации можно будет использовать в том случае, если уменьшить поддержку финансово-кредитных организаций и увеличить объемы финансирования с государственного уровня муниципальных программ, — уверена она.

Результат такой поддержки наглядно виден на государственной программе капитального ремонта жилья. Только в Красноярске за два года отремонтировано 1383 дома — почти 20 % жилых зданий города. Понятно, что в одиночку муниципалитет никогда бы не смог осилить такие вложения.

Но уже сейчас идут разговоры, что Фонд содействия реформированию ЖКХ, через который и шли деньги на капитальный ремонт жилья, прекратит свою работу в будущем году, а не в 2012-м, как планировалось раньше. А ведь для части муниципалитетов уже сейчас участие в федеральных программах является чуть ли не единственной возможностью не только пополнить бюджет, но и дать работу местным компаниям.

Немало предложений для Государственной думы прозвучало в тот день и по изменению налогового законодательства.

— Мы неоднократно предлагали перенести налог на имущество организаций на местный уровень, — делится с коллегами Бимба Нимаев, заместитель главы Кяхтинского района Республики Бурятия, — транспортный налог также логично было бы развести между региональными и местными бюджетами в зависимости от вида перевозок. Общественный транспорт — муниципальные полномочия, а финансового источника для их выполнения нет.

Глава администрации Советского района Красноярска Владимир Мурысин считает целесообразным вернуться к опыту работы дорожного фонда: «Это вписывается в мировую практику, это соответствует правительственным приоритетам, где строительная отрасль определена в качестве локомотива выхода из кризиса. И это оправданно — с учетом повышения транспортного налога. Люди будут больше платить, и у них неизбежно возникнет вопрос: куда ушли деньги?»

Не первый год обсуждается и проблема оправданности или неоправданности преференций для некоторых налогоплательщиков.

— Необходимо решить вопрос об упразднении установленных на федеральном уровне льгот по земельному налогу. В этом случае многие льготники задумаются, платить за большие земельные участки или отказаться от них. Это позволит, с одной стороны, увеличить доходы местных бюджетов, с другой — вовлечь в хозяйственный оборот эти земли, — внес предложение Петр Пимашков.

Кроме того, глава Красноярска считает необходимым закрепить за местными бюджетами не только единый налог на вмененный доход, но и единый налог при применении упрощенной системы налогообложения. Это обеспечит единую налоговую политику в отношении малого бизнеса и дополнительные поступления в местный бюджет.

Об абсурдной в реальных условиях ситуации рассказал глава Красносопкинского сельсоветаРимас Аугустинайтис. Восемь населенных пунктов, которыми он руководит, — деревни с разным числом жителей. Но большинство населения, в любом случае, выходцы из бывших колхозов и совхозов. В свое время каждому из них определили земельную долю. Кто-то свою долю выделил и продал, а кто-то по-прежнему значится богатым собственником. И этот факт — наличие имущественного пая или земельной доли — становится основанием, чтобы отказывать людям в постановке на учет в качестве безработных.

— Но это неправильно, — уверен Римас Аугустинайтис, — ведь эти собственники по 10 лет не имеют никакого дохода от своих паев, так как сельхозпредприятия работают без прибыли. И нужно вносить соответствующие поправки в законодательство, гарантирующие сельчанам равные со всеми права.

Подводя итог работы комитета по бюджету и налогам, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента РФ по Сибирскому федеральному округуБорисАфанасьев заверил всех участников, что на государственном уровне понимают: по тому, как работает самое низовое звено, население дает оценку власти в целом. И у муниципалитетов должны быть не только обязанности, но и возможности их выполнить. Без изменений на государственном уровне, о которых шла речь на совещании, сделать это очень сложно. А поэтому представитель аппарата полномочного представителя президента РФ пообещал содействие в продвижении высказанных предложений на федеральном уровне.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА