Новости

Потребность помогать

Потребность помогать

Потребность помогатьТолько в нашем городе сегодня проживает более 130 тысяч пенсионеров. Значительная часть из них — люди опытные, активные, имеющие ценный опыт и готовые им делиться. Однако после выхода на заслуженный отдых у многих жизнь значительно изменилась. Нет прежнего широкого круга общения, появилось много свободного времени, мысли все больше занимают не текущие рабочие дела, а проблемы — финансовые, семейные, со здоровьем. В одиночку с ними не справиться. Отдушиной для тысяч пожилых людей стали советы ветеранов.

Традиционно мероприятия, посвященные Дню пожилого человека, который отмечается 1 октября, проходят в городе и районах в течение всего месяца. Серию материалов на эту тему мы продолжили круглым столом “Насколько важны ветеранские организации?”. Участники беседы — руководители городского и районных советов ветеранов.

— Советы ветеранов — одни из самых крепких и активных общественных организаций. Они охватывают десятки тысяч человек, решают множество текущих проблем. В чем, по-вашему, главная задача ветеранских объединений?

Владимир Капелько, председатель городского Совета ветеранов:

— Главное — постоянная забота о каждом ветеране. Мы должны знать все о социальном положении пожилых людей, об их бытовых, жилищных условиях, чтобы при необходимости вовремя поддержать, оказать помощь.

Можно выделить три основных направления нашей работы. Первое — организация досуга ветеранов. Нельзя, чтобы пожилые люди оставались в одиночестве. Второе — моральная и по возможности материальная поддержка. И третье — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ветераны должны передать свой опыт молодым.

Валентина Корниенко, председатель Совета ветеранов Советского района:

— Ветеранские организации создавались в разное время, развивались вместе с районами, в которых они находятся. Открывались советы, в первую очередь, для работы с ветеранами Великой Отечественной войны. Когда мы начинали свою деятельность, в Советском районе проживало 1,5 тысячи ветеранов и участников войны. Сегодня их осталось 432 человека.

Еще одна важнейшая категория — вдовы, чьи мужья не вернулись с боев. Многие женщины так и не вышли больше замуж, самостоятельно поднимали детей, дали им прекрасное воспитание и образование. Они лидеры, стоящие у истоков создания нашего совета.

Сейчас у нас 114 первичных организаций. Они созданы по месту жительства, по месту работы. Самое большое количество ячеек у педагогов — 34 ветеранских организации. Это очень мобильное звено, грамотные, ответственные люди.

Ни один одиноко проживающий человек не остается без внимания, каждый закреплен за определенной первичкой. Разговариваем по телефону, приходим к ним в гости. Посещаем тех, кто находится на лечении в госпитале или больнице.

Ирина Иванова, председатель Совета ветеранов Центрального района:

— Советы ветеранов действительно самые массовые общественные организации. Они охватывают все категории пенсионеров. Только в Центральном районе — 122 первичных организации, 37 из которых уже не имеет трудовых коллективов: самих учреждений и предприятий нет, но люди-то остались. И им также требуются внимание и поддержка.

Наша задача побудить общество, государство заботиться о старшем поколении. Мы стараемся всегда вносить встречные предложения, если какие-то решения власти вызывают у нас вопросы.

Аркадий Симонов, председатель Совета ветеранов Свердловского района:

— Такие общественные организации, как советы ветеранов, необходимы, чтобы люди старшего поколения помогли понять и принять решения существующей власти. Многим пожилым людям очень непросто перестроиться. Однако протестные формы не будут эффективными. Свои предложения и претензии обосновываем в письмах, обращениях к властям всех уровней.

Зинаида Стельмах, председатель Совета ветеранов Ленинского района:

— К сожалению, материально помочь пожилым людям мы не можем — у советов ветеранов нет такого ресурса. Поэтому главной задачей становится взаимодействие с организациями, которые как раз имеют возможность оказать помощь ветеранам. Чтобы объективно оценить степень серьезности проблем, при всех советах ветеранов работают специальные комиссии. Они помогают отслеживать ситуацию, определять наиболее актуальные вопросы.

Тамара Сафонова, председатель Совета ветеранов Октябрьского района:

— Одна из задач советов — снятие социальной напряженности, защита прав и интересов пенсионеров. Спорных вопросов очень много, и нужно грамотно разъяснить их. Например, сейчас людей волнует предстоящая валоризация. Мы приглашаем специалистов разных ведомств, ведем консультативную работу. Советы ветеранов — это как бы посредники между пожилыми людьми и органами власти, учреждениями.

В решении проблем важен человеческий фактор. Кто-то приходит к нам с обидой, агрессией, и тогда нужно человека успокоить, разобраться в ситуации.

Кроме того, работа в Совете ветеранов — это возможность найти себя, дело по интересам, единомышленников. Возможность выбора — спорт, творчество, образование, общественная деятельность — у нас есть.

Вера Баталова, председатель Совета ветеранов Железнодорожного района:

— Культурно-просвети-тельская работа — также один из приоритетов. К сожалению, проблем у пожилых людей меньше не становится. Но у многих уже просто нет сил постоянно думать о трудностях. Хочется хотя бы иногда отвлечься и посвятить время своим интересам. Театры, университеты третьего возраста, экскурсии у нас в год посещают до трех тысяч человек. Четыре группы здоровья — и все они переполнены, постоянно приходят новые желающие. Это прекрасно, что люди не замыкаются в четырех стенах и своих проблемах, а общаются, работают с пользой для себя и других.

Василий Зуев, председатель Совета ветеранов Кировского района:

— Отмечу, что патриотическое воспитание молодежи остается одним из главных направлений в работе ветеранских организаций. Это важно, что у современных детей еще есть возможность встретиться и пообщаться с непосредственными участниками и свидетелями великих событий, значимых в истории страны и всего мира. Сейчас много спорной информации о Великой Отечественной войне. И я уверен, что школьнику будет гораздо полезнее лично поговорить с ветераном, прошедшим боевой путь, чем верить сомнительным источникам.

У меня в совете есть надежный помощник — Радий Алексеевич Логинов, фронтовик, танкист, мастер спорта. Несмотря на возраст, он всегда готов встретиться с ребятами, ответить на их вопросы, и дети это очень ценят.

Кроме того, сейчас много говорят о необходимости повышения престижа и авторитете Российской армии. Ветераны могли бы оказывать помощь в этой работе, выступать в качестве наставников, передавать собственный опыт.

— Какие сегодня проблемы волнуют ветеранов?

Владимир Капелько:

— Считаю, что сегодня в нашей стране сложилась вполне нормальная обстановка. Идет постоянное, систематическое повышение пенсий, поэтому и настроение ветеранов изменилось в лучшую сторону.

Василий Зуев:

— Тем не менее вопросы у пенсионеров остаются. Одной из самых злободневных тем сейчас является программа по улучшению жилищных условий участников войны, заявленная президентом. У нас до сих пор немало нуждающихся. Но программа предусматривает поддержку только малоимущих граждан, а участники войны получают хорошие пенсии и, получается, под условия не попадают.

Валентина Корниенко:

— Несмотря на повышение, пенсии сегодня остаются маленькими, у многих даже ниже прожиточного минимума. И введение социальных проездных существенно облегчало жизнь. Но недавно стало известно, что пенсионеры могут только 26 раз в месяц проехать в общественном транспорте по соцкарте, за остальные поездки придется доплачивать.

Трудности возникают не только материальные. Самое трудное — выслушать и успокоить, когда пожилые люди приходят обиженными на собственных детей. Встречаются ситуации, когда пенсионеры переписывают квартиры на внуков, пенсии за них получают дети. Ветераны становятся бессильными, незащищенными, они приходят к нам со слезами. И неприятно, когда пытаешься поговорить с детьми, а тебя гонят и грубят: забирайте, мол, его в дом престарелых.

Вера Баталова:

— Согласна, что сейчас немало ситуаций, когда пожилые люди обижены родственниками. Это страшно, когда пытаются нажиться на беспомощных людях. Конечно, когда в наших силах решить конфликт — пытаемся уладить. Но есть сложные ситуации, когда приходится хлопотать, чтобы пенсионера определили в спецучреждение.

Тамара Сафонова:

— К сожалению, активу Совета ветеранов окружить заботой каждого человека физически невозможно. Но мы по мере сил стараемся постоянно быть в курсе проблем тех, кто под нашей опекой.

Аркадий Симонов:

— На мой взгляд, главная проблема все-таки материальная. Ведь какой вопрос ни затронь — субсидии, льготы, лекарства, ремонт квартиры, проезд в транспорте — он упирается в деньги.

— Работа в Совете ветеранов — это не только клубы по интересам, экскурсии и театры. Это, в первую очередь, серьезная общественная нагрузка в виде опеки над одинокими и больными пенсионерами. нужно навещать их в больницах, на дому, постоянно созваниваться и быть в курсе проблем. Причем деньги за это не платят. Насколько сегодня люди готовы к общественной работе, способны ли они не только брать, но и что-то давать другим? Наблюдаются ли иждивенческие настроения?

Тамара Сафонова:

— Потребители и эгоисты были во все времена, независимо от эпохи и политических строев. К счастью, сейчас немало людей, для которых помогать другим — потребность. К нам каждый год приходят новые энтузиасты — интересные, энергичные, ответственные. Возможно, это связано с тем, что в зрелом возрасте начинаешь переосмыслять жизнь, приходят мудрость и опыт, и хочется быть полезным.

Вера Баталова:

— Энтузиастов, действительно, много. Люди сами говорят: “Ходим в совет как на работу”. И ходят не потому, что за это платят. Идут потому, что есть потребность в общественной работе. Те, кому 70—80 лет, — особое поколение, на их долю выпали военные и послевоенные годы, крупные стройки, восстановление и развитие страны. Много самоотверженных людей. Вот у нас Лидия Печенева — 84 года, однако она собирается и идет сама поздравлять пенсионеров.

А иждивенческие настроения есть. Но чаще наблюдаются они у детей, внуков ветеранов. Неприятно, когда приходят взрослые, трудоспособные люди и требуют сделать у стариков ремонт в квартире.

Зинаида Стельмах:

— Признаться, у более молодого поколения пенсионеров интерес к работе советов ветеранов невелик. Каждый месяц я хожу в Пенсионный фонд, в школу молодого пенсионера. Приглашаю и других пожилых людей. Но откликаются единицы. Дело в том, что практически все, кто выходит на пенсию, сразу же стараются найти себе подработку. Обстоятельства вынуждают трудиться. И, конечно, я сразу объясняю, что участие в жизни совета — это не только походы по льготным билетам в кино, это забота об одиноких, беспомощных людях, которые нуждаются во внимании.

За одним активистом в среднем закреплено
15—20 человек. Надо учитывать, что члены актива сами являются пожилыми людьми, но к своей работе они относятся очень ответственно.

Аркадий Симонов:

Ветеранское движение держится в основном на людях старой формации. Воспитаны они на принципе: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”. Ветераны того поколения не представляют себе жизни без работы. Сейчас в обществе другие убеждения — каждый беспокоится, в первую очередь, о своих интересах. Осуждать это, наверное, будет неправильным — нужно понимать, что сменилось время, сменились и ориентиры. К нам приходят новые люди — те, кто недавно вышел на пенсию, и задают вопрос: а что я буду иметь от того, что
войду в совет?

Валентина Корниенко:

— Я работала в медицинских учреждениях. Когда в стационар поступают истинно тяжелые больные, они не кричат, не требуют, не ругаются. Точно так же и у нас. Если человек — приспособленец, он буквально вырвет желаемое. А человек действительно нуждающийся — порядочный, добрый, тактичный — не умеет идти напролом. Мы знаем таких, помогаем когда добрым словом или делом, когда и материально.

Радует, что есть новое поколение пенсионеров, готовых работать на общественных началах, — это ветераны тыла, труда. Теперь они обслуживают ветеранов войны.

— Круг проблем, которые решают ветеранские организации, требует выстраивания партнерских отношений со многими структурами, организациями, учреждениями. Насколько активно откликаются те, к кому вы обращаетесь за помощью?

Тамара Сафонова:

— Все советы ветеранов тесно работают с районными властями, управлением социальной защиты, Пенсионным фондом, предприятиями. У нас своих ветеранов хорошо поддерживают вузы, расположенные на территории района.

Валентина Корниенко:

— Мы регулярно проводим заседания комиссии у начальника районного управления социальной защиты населения. Обсуждаем заявления об оказании материальной помощи. Если деньги были выделены, например, на ремонт, отчитываемся чеками, на что их потратили. Каждая ситуация рассматривается индивидуально.

Аркадий Симонов:

— Общение ветеранов и представителей власти, государственных структур — необходимо. Вот недавно в районе у нас прошла такая встреча. На мой взгляд, разговор состоялся конструктивный. Мы обсудили ряд важных вопросов, получили на них ответы. Старшему поколению нужны подобные встречи, поскольку проблем всегда много.

Ирина Иванова:

Возможность оказывать помощь первичным ветеранским организациям, не имеющим трудовых коллективов, дает городская целевая программа “Старшее поколение”. Кроме того, мы стараемся участвовать в грантовых программах, разрабатываем социальные проекты и получаем средства на их реализацию.

Зинаида Стельмах:

— Специфика нашего района в том, что в прежние годы здесь работало достаточно много промышленных предприятий. Например, у Красмаша сейчас — 2 тысячи ветеранов, у химкомбината — 3 тысячи, у ТЭЦ — 500 человек. Мы держим связь со всеми. Радует, что есть маленькие организации, не растерявшие своих ветеранов. Надо отдать должное и крупным предприятиям и организациям — своим бывшим сотрудникам по мере сил они помогают. Например, ко Дню пожилого человека 18 предприятий выплатили бывшим работникам 900 тысяч
рублей.

Кроме районных и городских властей нам помогают школы, дворцы культуры, библиотеки. Они предоставляют помещения для встреч “первичек”, клубов по интересам. Досуг — это очень важно. Только одно мероприятие в ДК имени 1 Мая позволяет собрать до шестисот человек. Мы отмечаем праздничные и памятные даты, чествуем юбиляров. У людей остаются хорошие эмоции, приятные впечатления, что в пожилом возрасте необходимо.

А вот с предпринимателями общаться стало сложнее. Раньше спонсоры помогали более активно, сейчас часто отказывают.

Вера Баталова:

— С некоторыми предпринимателями нам удается выстроить дружеские отношения. Например, нам помогают парикмахерские, где бесплатно подстригают пожилых людей к праздникам, а также спортивные комплексы, предоставляющие бассейны для занятий. Случается, сами предприниматели выходят на нас с инициативой. Не так давно одна из компаний установила пятнадцати ветеранам пластиковые окна. Но такие акции — редкость.

В основном советы поддерживают городские и районные власти.

Владимир Капелько:

— Наш союзник — главное управление социальной защиты населения администрации города. Мы очень тесно взаимодействуем с его специалистами. Благодарны за поддержку и участие главе Красноярске Петру Пимашкову. Традиционно осенью проходит встреча мэра с представителями ветеранского актива. Петр Иванович рассказывает о социально-экономической обстановке в городе, ветераны задают волнующие их вопросы, высказывают свои пожелания. И к ним прислушиваются.

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА