Новости

Обучение без ограничений

Обучение без ограничений

Обучение без ограниченийКорректная формулировка “дети с ограниченными физическими возможностями” говорит, помимо прочего, об отсутствии многих привычных всем нам вещей. Ведь ребенок, чье здоровье страдает, редко может учиться в обычной школе, посещать “музыкалки” и “художки”, дружить и полноценно общаться со сверстниками. Изменить эту ситуацию призван проект дистанционного обучения.

Еще три года назад единственная в России школа дистанционного обучения для детей-инвалидов существовала в Москве. С 2006 года получить среднее и дополнительное образование могут и красноярские ребята, имеющие проблемы со здоровьем. Инициатором организации он-лайн школы в Красноярске выступило главное управление образования администрации города, начинание поддержали в министерстве образования края.

— Несколько лет назад я увлеклась информационными технологиями, — рассказывает Елена Реди, руководитель структурного подразделения “Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями” лицея
© 11. — Сначала организовывала интернет-викторины и конкурсы, затем меня заинтересовала тема дистанционного образования. После участия в одноименном региональном проекте прошла курсы в Москве. А когда управление образования Красноярска решило создать подобную школу у нас, мне предложили возглавить проект.

По словам Елены Реди, уникальность дистанционного обучения в том, что оно не только дает возможность детям-инвалидам получить качественное образование, но и помогает устанавливать связи с внешним миром, налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, открывает доступ к обширным информационным ресурсам Сети.

Сегодня в такой интернет-школе обучается 50 юных горожан. Ребята осваивают общеобразовательный (с первого по одиннадцатый клаcсы) и дополнительные курсы. В дистанционную школу принимают любого ребенка, имеющего статус инвалида, если у него сохранен интеллект и ему не запрещено пользоваться компьютером.

— Мы будем рады принять к нам новых учащихся, — говорит Елена Васильевна, — технические возможности позволяют.

Каждому учащемуся бесплатно оборудуется рабочее место. Устанавливается полный комплект оргтехники — компьютер, графический планшет, лазерный принтер, сканер, веб-камеры и прочая техника, в зависимости от курса дополнительного образования. Полностью оплачивается пользование Интернетом. Для детей с нарушенными двигательными функциями пальцев есть специализированные мыши. У нас есть ученики, которые манипулируют мышками при помощи подбородка или ног. В традиционной форме такие дети не обучаемы, а в нашей школе им дается шанс получить знания.

Для каждого ученика школы составляется индивидуальный гибкий график, им самим выбирается удобный темп занятий. На отдельные укороченные уроки ученик может приехать в школу, или учитель к нему на дом. Обязательный блок занятий выполняется в режиме он-лайн.

— На нашем сайте “Живая школа” (единый интернет-ресурс для всей страны) выложены задания для каждого ученика по всем предметам, — поясняет директор подразделения. — К задаче прилагается четкая пошаговая инструкция по выполнению. Отосланное на сайт задание рецензируется, ученик получает подробный анализ ошибок и рекомендации по доработке. Переделанный урок вновь отправляется учителю.

Кроме учебных занятий для школьников-дис-танционщиков имеется множество возможностей дополнительного образования. Можно изучать айти-технологии, осваивать не только стандартные программы, но научиться работать с флэш-анимацией и фотошопом, делать веб-дизайн. При желании школьник может дорасти и до программирования.

— Ребенок пожелал заниматься музыкой? Мы установим ему лазерную клавиатуру, — объясняет Елена Реди. — Есть специальные конструкторы для занятия робототехникой.

Сегодня в штате дистанционной школы трудится 18 педагогов, все они “заточены” под специфику учреждения, прошли специальные семинары, освоив методику преподавания и психологические особенности работы с детьми, имеющими тяжелые заболевания.

— Наш хлеб нельзя назвать легким, — делится впечатлениями от работы Лилия Абраменко, учитель английского языка с 38-летним стажем. — Обучать эту категорию детей морально очень сложно. Ведь наши ученики каждый день совершают настоящий подвиг, дисциплинируя и преодолевая себя. Им тяжело даже просто жить, не то чтобы заниматься! Но они живут, учатся, многие страстно жаждут знаний, в отличие от здоровых ребят, и радуются каждому небольшому шажку к успеху. А мы, педагоги, радуемся вместе с ними.

Со старта проекта дистанционного образования прошло еще не очень много времени. Но его участники довольны результатами.

— В прошлом году выпускники у нас даже сдавали ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии и обществознанию, — рассказывает Елена Реди, — результаты нормальные. А один парень-колясочник даже поступил в московский социальный институт на очное отделение!

Ищут технические возможности принять наших детей к себе и красноярские вузы, уже есть предварительная договоренность с СибГАУ.

— Мы не только учимся, но и социализируемся, — говорит Елена Васильевна, —
один раз в месяц обязательно проводим праздники. В последний раз театр юного зрителя приглашал нас к себе в “Закулисье”. Ребятам разрешили примерить шляпы, парики, маски, показали костюмы, сфотографировали с реквизитом! Вы бы видели, как горели их глаза, насколько они были полны впечатлений, как счастливы!

Логопеды отмечают после учебы в школе у многих ребят с дизартрией динамику в развитии речи, а родители находят, что их дети стали гораздо более контактными.

— Мы рады, что в городе есть “Живая школа”, — делится Ирина Чернова, мама семиклассника Алеши, —
после неудачного опыта в обычном общеобразовательном учреждении мой сын с удовольствием учится здесь, особенно увлекается информатикой. К тому же по внутренней сети он общается с ребятами из разных городов, завел новых товарищей.

Все это говорит о том, что проект дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями имеет большие перспективы. С 2009 года он вошел в приоритетный национальный проект “Образование”. 8,5 миллиарда рублей планируется выделить в 2009—2012 годах из федерального бюджета на его реализацию в субъектах РФ. Опыт интересует многие регионы, и красноярские педагоги-дистанционщики охотно делятся наработками с коллегами, проводя семинары и конференции.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА