Новости

Приватные разговоры

Приватные разговоры

Вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, которого еще называют руководителем федерального антикризисного штаба, нашел не очень оригинальный, но хорошо проверенный способ покрыть разрастающийся дефицит государственного бюджета. Он предложил провести в 2010 году “вторую волну” приватизации, то есть продать с аукционов часть государственных унитарных предприятий (ГУПов), которых, по его словам, у нас “очень много”.

Приватизация нужна по двум причинам, — подчеркнул вице-премьер. — Во-первых, в руках государства достаточно большое количество активов. У нас очень много государственных унитарных предприятий. Есть специальный закон о государственных унитарных предприятиях. Тем не менее мы считаем, что при таком количестве ГУПов эффективно управлять активами крайне сложно. А приватизация в любом случае несет дополнительный капитал. Он принадлежит как самой корпорации (если проходит публичное размещение акций) — либо казна получает средства при продаже определенных активов. Мы исходим из того, что надо использовать оба способа. И привлечение дополнительного капитала для компаний — для того, чтобы они могли финансировать определенные проекты, включая инфраструктурные. Также необходимо нам пополнять казну, и средства от приватизации как раз покрывают тот дефицит, который в бюджете образуется”.

Пока намерение Шувалова и согласной с ним министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной не превратилось в закон. Возможно, потому, что первоначальная сумма выручки от продажи в частные руки многочисленных ГУПов, по информации из Белого дома, может составить совершенно смехотворную сумму — 7 миллиардов рублей. Для сведения — предполагаемый дефицит российской казны в будущем году приблизится к трем триллионам рублей. Как правительство собирается “пополнять казну” и каким образом понимать слова начальника штаба “как раз покрывает”, не сообщается.

И это при том условии, что в новые приватизационные планы попадают ключевые секторы экономики России — например, аэропорты и морские причалы, а также, что уж совсем кажется невероятным, — части нефтяной промышленности. По одним источникам, в план приватизации 2010 года попадают даже некоторые активы “Роснефти” — главного топливного оператора Красноярского края, — но пока официальные круги от этой информации активно открещиваются. Все это очень похоже на залоговые аукционы 1995 года, когда государство буквально за крохи продавало гигантские компании, но об этом чуть позже.

Между тем “приватные разговоры” на эту сенсационную тему ширятся с каждым днем.

На прошедшем недавно форуме “Россия зовет!” уже прозвучало сообщение о том, что от новой приватизации страна получит никакие не семь, а “десятки миллиардов рублей”. То есть уже ближе к триллионам бюджетного дефицита. Вот тогда можно не сомневаться, что в Государственную думу будет внесен соответствующий законопроект и автоматически принят — как известно, у “партии власти” там большинство. Кстати, лидер “Единой России” Владимир Путин, выступая на днях на российско-финском лесном саммите, заявил, что “никакой приватизации лесов не предполагается”.

“Мы решение приняли по поводу того, что у нас леса для промышленного освоения передаются в долгосрочную аренду, причем с правом продления. Я считаю, что мы таким образом обеспечили правовую базу для экономической деятельности”, — цитирует “РИА Новости” слова Путина. Он подчеркнул, что бизнес-сообщество в основном интересуют участки лесов, расположенные поблизости от объектов инфраструктуры, то есть вокруг городов. Иными словами — частные предприниматели оживились и со всех сторон начали интересоваться, что государство будет продавать, а что нет. Пока этот список держится в строжайшей тайне. Поэтому приходится задавать вопросы самому Путину. Вот ясно, например, что леса теперь уже точно не приватизируют. Жителям Красноярского края, между прочим, не менее любопытно, как отразится возможная приватизация “Роснефти”, — она на 100 процентов принадлежит государству — на бензиновых ценниках.

Немного ранее в своем выступлении Владимир Путин объяснил, что в период кризиса правительство было вынуждено брать на себя ответственность и риски, а также принимать решения за бизнес. “Но при этом мы хорошо понимали, как обманчива слепая вера во всемогущество государства, насколько иллюзорны надежды на то, что за счет тотального вмешательства в экономику можно все наладить и все расставить по полочкам”, — заявил премьер. По словам Путина, по мере стабилизации ситуации государство будет планомерно снижать государственное вмешательство в экономику, в том числе при помощи приватизации. Мысль премьера позже раскрыл Алексей Кудрин. По словам министра финансов, дальнейшая приватизация в России будет разделена на две стадии. Сейчас под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова готовится дополнительный план по приватизации на 2010 год.

Второй этап — посткризисный на следующие три года и более. В этот период, по словам Кудрина, будут продаваться госпакеты в банках, нефтяных компаниях, крупные госпакеты в телекоммуникационном секторе, в авиации, “вплоть до акционирования части госкорпораций после того, как они выполнят свою роль”.

Приватизировать, по словам Кудрина, будут как отдельные компании внутри этих корпораций, так и часть холдингов. Из госбанков, которые планируется приватизировать, Кудрин назвал ВТБ. Государство может снизить долю в ВТБ до менее 50 процентов, но только в долгосрочный период, не ранее чем через пять лет. На ближайшую перспективу речь идет о приватизации миноритарного пакета банка.

Однако здесь, на наш взгляд, гораздо важнее вопрос — не что будут приватизировать, а как. С точки зрения, например, китайских экономистов, озвученной как-то бывшим советником президента Андреем Илларионовым, фактически вся экономика России давно уже находится в частных руках и к государству никакого отношения не имеет. В самом деле, крупнейшие госкорпорации, формально принадлежащие правительству, ведут себя на рынке точно так же, как и компании частных собственников: первым делом извлекают прибыль, создают фирмы-дочки и фирмы-двойники (что ярко показала катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС). Значит, если называть вещи своими именами, в России действует смешанный капитал. Только его отличие от приватизации 90-х в том, что прежде выгодный кусок собственности часто попадал в руки криминала (этот фактор, собственно, и подвигнул правительство на укрупнение и огосударствление компаний), а нынче фактическим распорядителем благ экономики стал чиновник. Но ведь любому студенту-третьекурснику экономфака известно, что чиновник — плохой бизнесмен. Судя по всему, правительство поняло это тоже и решило вырастить новую волну частных управленцев.

Другой вопрос, что оно с этого будет иметь. Хрестоматийная уже приватизация “Норильского никеля”, проданного ОНЭКСИМ-банку в 1995 году за 170,1 миллиона долларов при фактической стоимости комбината около 4 млрд долларов (примерно по такой же дешевке “МЕНАТЕПу” ушел ЮКОС и так далее), хорошо показала, что бюджет России истощился и баланс власти качнулся к полузабытой уже “семибанкирщине”. Сегодня все наоборот — федеральный центр крепко держит в руках все виды бизнеса, от крупного до самого мелкого. Это общеизвестно. Тогда создается впечатление, что приватизация-2 будет проходить по двум сценариям. Или с торгов пойдут бараночно-бубличные артели (размещение акций подобных предприятий на Лондонской бирже представляется сомнительным), или чиновники попросту будут продавать “морские порты и аэродромы” сами себе. В обоих случаях большой выгоды бюджет не получит.

Однако существует и третий путь, и он вполне возможен. Это, в первую очередь, четко разделить компании на государственные и частные, то есть пойти на некоторые поправки к закону о тех же ГУПах. И только после этого, когда федеральный центр наконец определит, что для страны является стратегическим, а что — нет, спокойно торговать с аукционов, конкурсов и т. п. в условиях свободной конкуренции. Это как раз тот случай, когда наполнение бюджета важнее бдительности. Недаром же вообще о приватизации заговорили.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА