Новости

И очень ценят жизнь

И очень ценят жизнь

И очень ценят жизньСюда приходят, настрадавшись дома, чтобы получить избавление от боли. В этом больничном отделении много икон: лики святых почти в каждой палате и в общем холле, в котором нередко проходят церковные таинства. Многие пациенты, прошедшие через сильнейшую боль и физические страдания, обращаются к Богу. Но самыми близкими ангелами-хранителями и утешителями для них становятся сотрудники стационара.

— Хоспис не продлевает жизнь, — говорит Игорь Мещанинов, заведующий хосписным отделением МУЗ “Городская больница © 2”. — Он дает возможность жить те дни, которые отпущены человеку. Именно жить, а не существовать, не маяться от недугов, от боли.

Хосписы — учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую, социальную и психологическую помощь преимущественно онкологическим больным в терминальной — последней — стадии болезни. То есть тем пациентам, излечить которых невозможно, остается только ждать… Главная задача медиков, работающих в таких отделениях, — максимально снизить болевой синдром, избавить от страха смерти.

— У каждого пациента нашего отделения свой тяжелый путь, — говорит заведующий отделением. — К нам приходят, настрадавшись дома. Когда возникает хронический болевой синдром, который невозможно купировать в домашних условиях. Мы помогаем избавиться от него. Иногда поступают люди без определенного места жительства, им попросту некуда пойти, за ними некому ухаживать. Есть пациенты, которые по каким-либо обстоятельствам не могут получить должный уход дома. Бывает, в отделение поступают люди с тяжелыми депрессиями, вызванными серьезными заболеваниями. Причем нередко их психологическое состояние гораздо хуже физического. Мы снимаем депрессию, через недельку-другую отправляем их домой.

Возраст пациентов хосписов значения не имеет, болезнь настигает и молодых. В этом году в отделении находился шестнадцатилетний парень, у него была последняя стадия онкологии…

— Тяжело, когда из жизни уходят молодые, — говорит Екатерина Донкова, медсестра хосписного отделения. — Мальчик заболел, и его не стало за четыре месяца. Когда умирают старые люди — это естественный процесс, они прожили целую жизнь. А за молодых — очень горько.

Екатерина работает в хосписном отделении около года. Пришла сразу после окончания обучения. “Конечно, меня предупреждали, что здесь тяжело морально, — рассказывает она. — Но хотелось испытать себя. В отделении — прекрасный коллектив. А когда хорошо в коллективе — тогда и работать легко”.

— Наш персонал подбирался многие годы, — рассказывает заведующий отделением. — Специального отбора нет. Когда приходит новичок, говорю: в первую очередь нам нужен хороший человек. А специалиста мы сделаем. Показательно, что в коллективе практически нет текучки: если сотрудники уходят, только в декретный отпуск. Считаю, что это показатель стабильности и ответственности за судьбу пациента.

Сотрудники отделения регулярно проходят курсы повышения квалификации. Так, в сентябре медсестры посещали занятия по кинестетике, им рассказывали, как правильно ухаживать за пациентами, например, поднимать и переворачивать больного, чтобы ему не было больно.

— В этом отделении созданы довольно неплохие условия, прежде всего благодаря персоналу, тем людям, которые здесь работают, — отмечает Дмитрий Конев, главный врач МУЗ “ГБ © 2”. — Каждый день они отдают пациентам часть своей души.

В хоспис приходят волонтеры — родственники, студенты, представители церкви. Они также стараются сделать все возможное, чтобы отвлечь жителей отделения от боли и страдания. Уже несколько лет больница сотрудничает с центром детского творчества © 1. Ребята дарят отделению — его пациентам, сотрудникам — яркие работы. Картины, аппликации, всевозможные коллажи развешены в палатах и коридорах отделения. “Мы очень рады, что ребята передают нам свои работы, — говорит Дмитрий Валерьевич. — Дети должны понимать и знать, что такое жизнь, боль, болезнь. Это помогает сформировать нормальное отношение к происходящему на будущее. Внимание школьников приятно и персоналу, и пациентам, и их родственникам. У нас действительно тяжелое отделение, а эти работы, сделанные молодыми, несут определенный заряд хорошего настроения, бодрости, света”.

В нашей стране первый профильный хоспис для раковых больных открыли в 1903 году в Москве. Сегодня в России действует более 70 таких стационаров. Эксперты говорят, что этого явно недостаточно. В Красноярске работает хосписное отделение на 40 мест. Принимают здесь не только горожан, но и жителей всего края.

— Конечно, отделение не такое большое, как хотелось бы, — замечает Дмитрий Конев. — Количество нуждающихся в помощи растет. В основном сюда попадают люди, находящиеся в критической стадии онкологического заболевания. Но ведь люди страдают и от других тяжелых, неизлечимых болезней. Им мы тоже не может отказать в приеме. Но в нашей стране есть регионы, в которых в принципе нет никаких подобных стационаров.

Игорь Мещанинов отмечает: по нормативам Всемирной организации здравоохранения на каждые двадцать тысяч человек положено одно место в хосписе. То есть в нашем почти миллионом городе должно быть как минимум 50 мест. “И это только для онкологических больных, — замечает он. — Хосписы нужны и для пациентов с тяжелыми соматическими заболеваниями, неблагоприятным прогнозом жизни”.

Кроме того, зачастую психологическая поддержка нужна и родственникам пациентов, находящихся в хосписах. По данным Всемирной организации здравоохранения, 10—12 человек (семья, соседи, друзья, коллеги по работе) оказываются травмированными в результате тяжелой болезни близкого человека.

— Нам приходится много слушать — и пациентов, и их родственников, — рассказывает Екатерина Донкова. — Выслушать, понять и поддержать — одно из самых важных умений сотрудников нашего отделения. Бывает, очень сильно привязываешься к человеку, очень переживаешь, когда он уходит в мир иной. Вроде бы и не родственник, и не знакомый, а расставаться навсегда — тяжело. К сожалению, большинство людей не понимают, не ценят жизнь. А для наших пациентов каждый день — подвиг.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА