Новости

Крылья, ноги и хвосты

Крылья, ноги и хвосты

Крылья, ноги и хвостыВозможно, в следующем году любителям колбас и полуфабрикатов придется платить за свои пристрастия в еде на 20—30 процентов больше, чем сейчас. Этому может поспособствовать очередной российский технический регламент, который находится на рассмотрении.

Сейчас проект документа “О требованиях к сельскохозяйственной птице, мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту” Минсельхоз направил в Минэкономразвития, Минпромторг, Минздравсоцразвития, Минфин и Ростехрегулирование. Из 140 страниц проекта экспертов больше всего смутил единственный пункт, согласно которому запрещается использование в производстве пищевых продуктов (колбас, полуфабрикатов) мяса птицы и субпродуктов в замороженном и глубокозамороженном состоянии, за исключением территорий Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. На подобной мере настаивает Роспотребнадзор: по мнению специалистов ведомства, для повышения качества мясной продукции ее следует делать только из охлажденного сырья. От представителя Росптицесоюза (главного инициатора появления спорного пункта в техрегламенте), гендиректора Галины Бобылевой, прозвучало: “У нас перепроизводство мяса птицы. Надо использовать его в охлажденном виде”. На это заявление сразу же отреагировали несколько переработчиков. Так, птицеводы Калининградской области в открытом письме протеста заявили: “…наши хозяйства не могут обеспечить поставку охлажденного сырья в количестве, необходимом для загрузки мощностей даже одного завода… Доставка охлажденного сырья невозможна на Дальний Восток, в Приморский край, Магадан, Республику Коми, на часть территорий Восточной и Западной Сибири, в Карелию. Единственным выходом является переработка замороженного сырья из Европы, Бразилии и США”.

В Красноярске новость о готовящемся техрегламенте восприняли спокойно.

— Государство активно стимулирует отрасль птицеводства, в частности, компенсируя долю затрат на приобретение технологического оборудования, — рассказал Леонид Шорохов, министр сельского хозяйства и продовольственной политики края. — В результате птицеводство в крае стабильно развивается. Новый техрегламент отразится на нем несущественно, так как замороженное мясо птицы наши переработчики используют в малых объемах: от 3 до 8 процентов от всего перерабатываемого мясного сырья. При оценке проекта техрегламента основные опасения у многих вызывает подразумеваемое ограничение импорта мяса птицы. Однако край способен полностью обеспечить себя мясом птицы, производя 43,5 тысячи тонн в год, по данным 2008 года.

На местных птицефабриках подтверждают, что им ничего не угрожает, но оговариваются — по законам рынка цены действительно вырастут. Опасаться следует совсем другого.

— Наше перерабатывающее производство специализируется только на охлажденном сырье, — говорит Евгений Подсохин, генеральный директор ООО “Полуфабрикаты “Сибирская губерния”. — И мы не видим смысла замораживать мясо, чтобы потом терять время на дефростации (разморозке) и удлинять производственный цикл. Так что техрегламент нам даже на руку — повысится конкурентоспособность. Возникает другой вопрос: если импортную заморозку невозможно будет использовать для дальнейшей переработки, то почему не запрещено продавать ее в рознице? По логике, такую продукцию нельзя пускать на прилавок и в предприятия общественного питания. Статистика говорит, что к нам в город мясо птицы ввозится в основном для розничной продажи и в меньшей степени для последующей переработки. Если техрегламент не запрещает продавать импортную заморозку, то в чем заключается забота о здоровье потребителя и улучшении качества продукции? Кроме того, зачем взваливать на себя заботы о качестве продукции на конечной точке, если можно делать это еще на границе? Наше мясо птицы может храниться до года, а импортное — два-три. За счет применения каких веществ достигается такой результат? Эффективнее было бы ввести порядок, при котором импортные поставщики должны указывать все использованные химические добавки. И жестко контролировать их. Окорочка некоторых фирм бракуются и запрещаются к ввозу, но большая их часть все равно попадает в страну.

По словам экспертов, сегодня многие региональные переработчики в большей степени обеспечены куриным мясом “под боком”. Бройлерный бизнес динамично развивается за счет коротких сроков откорма и высокой степени окупаемости. Еще 10 лет назад “ножки Буша” ввозились вагонами, сегодня такой необходимости нет: в редком регионе нет своих птицефабрик со свежим охлажденным сырьем.

В Красноярском центре стандартизации, метрологии и сертификации считают, что мелкий бизнес и самые необеспеченные слои населения от нововведений все-таки пострадают.

— Да, те переработчики, которые находятся рядом с сырьевой базой, как наши крупные птицефабрики, не ощутят на себе действие нового техрегламента, — говорит начальник отдела стандартизации Надежда Воронкина. — Но в крае есть множество мелких перерабатывающих цехов, которые поставляют недорогие колбасы и полуфабрикаты на городские рынки и совсем не представлены в супермаркетах. Понятно, что основные их покупатели — это пенсионеры и малообеспеченные красноярцы. У мелких предпринимателей нет соответствующей инфраструктуры, которая требуется для хранения мяса птицы в охлажденном виде — холодильного оборудования, налаженных поставок, логистических схем. Они просто закупают импортное замороженное сырье и хранят его месяцами, используя по мере необходимости.

Вообще, по новому техрегламенту вопросы и замечания возникают у многих. Так, эксперты по стандартизации говорят, что определить в готовой продукции замороженное мясо птицы невозможно. По сути, повторяется история с техрегламентом на молоко: в мире нет методик, которые могут достоверно определять, сколько сухого сырья в купленном пакете с готовым напитком. И все требования указывать это на упаковке бессмысленны: проконтролировать никто не сможет.

— Кроме того, мне не встречались исследования, показывающие, насколько именно снижаются питательные свойства замороженного продукта по сравнению с охлажденным, — говорит инженер отдела стандартизации Лариса Мицукова. — Да, умозрительно можно говорить, что заморозка вроде как хуже, но не более. А вот то, что сегодня не контролируется, сколько раз мясо птицы размораживается и замораживается повторно, проблема. Такой продукт, который потерял вкус и, возможно, является источником бактерий, как лежал на прилавках, так и будет продаваться.

По мнению Евгения Подсохина, именно в этом вопросе новый техрегламент должен был ужесточить контроль, но пока законопроекты направлены лишь на передел рынка, как это было с алкогольной и табачной отраслью, а не на беспокойство о потребителе.

Недоумевают и специалисты по здоровому питанию: разработчики всюду рапортуют о том, что заботятся о благополучии потребителя. Но при этом улучшать предлагается ту продукцию, которая к здоровому питанию изначально отношения не имеет — полуфабрикаты и колбасы сразу же исключаются из диеты тех, кто хочет питаться правильно и полезно.

И, наконец, выражают свое недовольство транспортные компании: сокращение или запрет импорта замороженного мяса скажется на железнодорожных перевозчиках. Объем грузоперевозок за первое полугодие 2009 году и так снизился в среднем на 30 процентов. Дальнейшее падение для отрасли будет весьма чувствительным. А заказы российских производителей мясной продукции спад компенсировать не могут, так как они перевозят свои товары в основном автотранспортом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА