Новости

Притяжение Красноярска

Притяжение Красноярска

Притяжение Красноярска Избиратели по округу © 2 Ленинского района, куда входят городские окраины, четыре раза подряд доверяли ему быть их представителем в составе Красноярского городского Совета депутатов. Потому что видели: Владимир Чащин душой болеет за то, что происходит в округе, по первому зову старается прийти на помощь, решить большие и малые проблемы своих избирателей. А коллеги-депутаты, в свою очередь, четырежды доверяли ему быть первым среди равных — председателем горсовета. Хотя состав городского представительного органа от созыва к созыву меняется, на протяжении всей новейшей истории городского Совета руководит им Владимир ЧАЩИН, сегодняшний гость нашей рубрики, посвященной 75-летию Красноярского края.

— Владимир Федорович, Вы коренной красноярец, родились и выросли на Енисее. Что для Вас значит словосочетание “родной край”?

— Я действительно могу назвать себя коренным красноярцем. Родился в поселке с красивым называнием Зырянка, в Енисейском районе. Главным предприятием поселка был леспромхоз. Отец у меня там работал начальником лесопункта.

С 17 лет живу в Красноярске — как отправился сюда получать высшее образование, так и остался. И никуда уже не уезжал. Даже мыслей подобных у меня не было и нет. Больше того, предложи мне работу в другом городе, в столице — не поеду. Красноярск — мой дом. Здесь у меня много друзей, знакомых. Здесь живет мой сын, мой внук, кстати тоже Владимир Чащин. Седьмого октября младшему Владимиру Чащину исполнилось шесть лет, и я искренне радуюсь, что у нашего рода есть продолжатели.

— Принято считать, что характер у сибиряков особенный. Вы согласны с этим? Сибиряки действительно какие-то особые люди?

— Последние поколения красноярцев формировались в нестандартных условиях. Шло активное освоение Сибири, интенсивное промышленное и гражданское строительство, росли объекты культуры. Сюда ехали строители Красноярской ГЭС, комбайнового завода, КрАЗа, Крастяжмаша и других предприятий. Люди работоспособные, полностью отдающие себя делу, привыкшие трудиться даже в ущерб здоровью, без отдыха, путешествий.

Не зря же в крае профессионально выросли сразу несколько руководителей союзного уровня. Владимир Иванович Долгих, Павел Стефанович Федирко, Нина Прокопьевна Силкова, Виктор Васильевич Плисов, недавно удостоенный звания Почетный гражданин Красноярского края.

Когда Павла Стефановича Федирко переводили в Москву, я работал в крайкоме партии. Это было при Горбачеве. Приехал сюда секретарь ЦК Разумовский — решать кадровый вопрос по кандидатуре первого секретаря крайкома. Шел пленум крайкома, я на нем присутствовал как работник аппарата. Кандидатур на голосование должны были предложить две — Олега Семеновича Шенина и Виктора Васильевича Плисова. Но вторая по каким-то причинам была отведена, хотя это не очень понятно: Плисов обладал всеми качествами, чтобы руководить большим краем. Что еще интересно: единственным, кто поднял руку против кандидатуры Шенина, был Плисов. По тем временам — неслыханная дерзость. Но он пошел на такой шаг, а через полгода уехал из края, занял пост заместителя одного из союзных министров.

Еще одна особенность сибиряков, ее многие отмечают, — это умение принимать гостей. Люди, которые уезжают из Красноярска, получая повышение по службе или в силу медицинских показаний, покидают город со слезами на глазах. И потом очень скучают.

— Вы абсолютно правильно отметили, что нынешнее красноярское сообщество формировалось во многом за счет людей приезжих. А сколько времени нужно, на ваш взгляд, прожить здесь, чтобы по духу стать красноярцем?

— Сказать, что нужно три года, или пять, или семь, очень сложно. В каждом случае это индивидуально. Когда город начинает притягивать, когда человек здесь себя реализует, когда здесь появляются друзья, знакомые, семья, дети, когда человек чувствует, что врос в нашу городскую среду, и понимает, что это место его, тогда он становится красноярцем.

И таких приехавших сюда и корнями вросших в эту землю семей очень много. Только один пример, но типичный. Я занимался обращением одного горожанина. У человека была проблема с оформлением земельного участка. Мы сумели пробить все чиновничьи преграды, и он получил свидетельство о праве собственности. Когда вопрос уже был решен, снова встретились, говорили просто по душам. Человек этот приезжий, но живет в Красноярске уже более 60 лет. Здесь родились его дети, внуки. Сын работает в милиции, дочь тоже нашла свое место в жизни. И мужчина с гордостью рассказывал, что много трудился, что сумел выучить детей, что у них тоже сложились крепкие семьи. И все это — в Красноярске.

Люди, которые работают, не ждут выигрыша в лотерею, всегда будут успешными. Какие-то проблемы, преграды неизбежны. Но есть главное — надежный тыл и вера в будущее. Это касается и молодежи. Сейчас много говорят о национальной идее. Найти ее в масштабах станы пока сложно, но в Красноярске есть свои мини-национальные, если можно так сказать, идеи. Красноярская молодежь в большинстве своем гордится городом, в котором живет. И очень важно, что у нашего подрастающего поколения есть “путеводные звезды”, их земляки, жизнь которых может стать примером. Иван Ярыгин, Дмитрий Хворостовский, Арэг Демирханов. Эти имена — важная часть 75-летней истории края.

— Но Вам, Владимир Федорович, тоже есть чем гордиться, ведь Вы лично причастны ко многим событиям в жизни краевого центра…

— Конечно, начиная с 1996 года, я, как депутат и председатель городского Совета, участвовал в изменениях, происходивших в городе. И считаю, что преобразования в Красноярске напрямую связаны с решениями, действиями Петра Ивановича Пимашкова. Как бы ни спорили о роли личности в истории, невозможно отрицать: глава Красноярска сделал очень много, чтобы город стал другим с точки зрения его статуса — более благоустроенным, современным, настоящим центром региона. Сейчас есть такой модный термин — “ручное управление”. Его в Красноярске применяли и в те годы, когда вокруг говорили: все отрегулирует рынок. Время доказало, что без ручной настройки не обойтись.

Я горд, что в этот период нахожусь в органах местной власти.

— Владимир Федорович, мне кажется, Вы скромничаете, говоря о роли личности в истории. Ведь именно Вас можно смело назвать создателем новой системы представительной власти в Красноярске.

— Приложил руку, отрицать не буду.

— Каким получилось детище?

У нас создан работоспособный представительный орган, который не занимается пиаром под какие-то события, а ведет содержательную работу. Именно поэтому на встречу с избирателями мы всегда идем с информацией о конкретных делах. Это весомый аргумент и оппонентам, потому что у них иногда оказывается много предложений, но нет реальных дел.

Еще один показатель: в городской Совет ежедневно идут письма, обращения граждан. Их очень много, и это связано с активностью депутатов, с результативностью их работы.

Очень важным считаю то, что в Красноярске сохранились прямые выборы и главы города, и депутатов. Это наша позиция, наше завоевание. Ведь у избирателей сегодня не так много ресурсов, чтобы влиять на власть. В Красноярске на уровне местного самоуправления такая возможность у горожан есть.

В этом году сложная экономическая ситуация внесла серьезные коррективы в нашу работу. Если еще недавно мы принимали решения о значительном увеличении вложений в социальную сферу и утверждали новые городские целевые программы, то теперь важнейшим направлением стала экономия бюджетных средств. Было принято трудное решение о значительном сокращении расходов. Пришлось отказаться от ряда капитальных вложений, от некоторых затрат на администрирование и управление.

Все мы понимаем, что в условиях кризиса нужно жить по средствам, ограничить себя в расходах, без которых пока можно обойтись, и сосредоточиться на главном. Основной задачей сейчас является обеспечение нормальной работы всех социальных учреждений, бесперебойное функционирование коммунального хозяйства, общественного транспорта и всей инфраструктуры большого города. Первейшими мерами обозначены своевременная выдача зарплаты бюджетникам, выполнение всех социальных обязательств, гарантированных государством, финансирование в полном объеме первоочередных расходов, от которых зависит стабильная работа городских служб и муниципальных учреждений социальной сферы, соблюдение установленных норм по питанию и обеспечению медикаментами.

При всех имеющихся финансовых трудностях без существенных сбоев работает городское хозяйство, Красноярск основательно подготовлен к зимнему периоду, работники бюджетной сферы вовремя получают заработную плату. А главное — даже в откорректированном бюджете удельный вес расходов на социальную сферу составляет почти 60 процентов. Ремонтируются школы и детские учреждения, оснащаются оборудованием учреждения здравоохранения, запланировано строительство социального жилья, детских садов.

Мы держим руку на пульсе и действуем исходя из конкретной обстановки, ставя во главу угла интересы красноярцев. Мы всегда открыты для дискуссий, готовы выслушивать критические замечания и дельные предложения горожан.

Депутаты искренне заинтересованы в плодотворной работе, они вникают в вопросы развития города, заботятся о том, каким образом принимаемые решения отражаются на самочувствии красноярцев. Мне кажется, главное — неравнодушие, компетентность, целеустремленность. Надеюсь, эти качества будут характеризовать и нашу дальнейшую работу.

— Владимир Федорович, в завершение еще один личный вопрос. Вашему внуку, младшему Владимиру Чащину, посоветуете пойти по Вашим стопам в профессии, стать юристом?

Я сам в профессию пошел по родственным стопам. Мой дядя Георгий Савватеевич Бронников работал в милиции, потом в прокуратуре, и в мои юношеские годы он много говорил со мной о будущем, помогал определиться в жизни.

Юридическая деятельность многогранна. Право — это система, которая регулирует общественные отношения. На праве сформировано все в государстве. И юрист, который обладает объемным мышлением, может достичь многого. Но не каждый способен на такой широкий взгляд. Очень многие специализируются на какой-то одной сфере права — уголовном, гражданском.

Возможно, моего внука увлечет совсем другая деятельность. Выбор человек должен делать сам, навязывать свою точку зрения в этом вопросе нельзя. Но у нас в семье как-то так складывается, что дети идут по стопам родителей, династии разрастаются. Мой старший брат — врач. И сыновья у него стали врачами. Племянница, дочка младшего брата, тоже пошла по стопам дяди — в этом году заканчивает медицинскую академию.

А мой сын стал юристом. Так что не исключено, что и внук выберет эту интересную профессию. Но еще раз повторяю: навязывать ничего не стану. Буду доволен, если мой внук станет успешным, самодостаточным, уверенным в своем будущем. И очень хочу, чтобы он держал марку фамилии, смог, когда вырастет, сделать много хорошего, прежде всего для окружающих.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА