Новости

Что лечился, что радио слушал...

Что лечился, что радио слушал...

На рассмотрение в Государственную думу вынесен законопроект, предусматривающий запрет на рекламу безрецептурных медикаментов и БАДов. По мнению инициатора — депутата Андрея Белякова, такая мера поможет оградить граждан от недостоверной информации, отучить их заниматься самолечением и заставить чаще обращаться к врачам. Предполагается, что единственными рекламными площадками для производителей фармацевтической продукции должны стать страницы специализированных изданий, а также стенды в местах проведения медицинских выставок, семинаров и конференций.

Основная цель, которую российский парламентарий ставит перед собой, — снижение тяги населения к самолечению и ограждение россиян от этого соблазна. Автор законопроекта считает, что на сегодняшний день “законодательство в сфере рекламы не только не способно обеспечить безопасность потребления лекарственных препаратов, но и провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств”. “Вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, “сильнее боли”, а потом, к несчастью, узнает, что у него опухоль головного мозга”, — добавляет депутат. В результате, по данным Белякова, до 80 процентов россиян предпочитают самолечение посещению врача. При этом около пяти процентов больных, поступающих в медицинские заведения, являются жертвами самовольного приема лекарств, а умирает от бесконтрольного употребления таблеток в десять раз больше людей, чем от ошибок хирургов.

Тревожные данные сделали свое дело: инициатива Белякова уже получила поддержку десятка комитетов Государственной думы. “Потребность граждан в лекарствах должна контролироваться медицинскими работниками, а не рекламой… Реклама — это своего рода паразит в человеческой жизни”, — выразил свою позицию Александр Москалец, первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.

Многие в Федерации уверены, что данный законопроект поддержат все без исключения практикующие врачи. Ведь им нередко приходится сталкиваться с пациентами, которые, занимаясь самолечением, нанесли себе вред.

Депутат Красноярского городского Совета, главный врач городской поликлиники © 6 Наталья Павлова всецело за ограничение рекламы.

— Зачастую от широко рекламируемых лекарственных препаратов и БАДов нет никакой пользы, однако когда человек на протяжении нескольких дней видит одно и то же, у него возникает мысль: а не попробовать ли и мне это чудодейственное средство? — говорит Наталья Дмитриевна. — Пустая трата денег!

Я убеждена: рекомендовать лекарство может и должен только медицинский работник! Про БАДы и вовсе надо издавать специальные брошюры — кому интересно, пусть изучают.

На практике, рассказывает Наталья Павлова, ежедневно приходится сталкиваться с жертвами лекарственного пиара. Лечащий врач спрашивает пациента, кто рекомендовал ему именно это средство, на что больной беззастенчиво отвечает: телевизор. Отсюда и получается, что эффект от такого лечения нулевой. Как говорится, что лечился, что радио слушал… Разумеется, такого быть не должно. Однако не возникает никаких сомнений и в том, что, лишившись легальных рекламных площадок в СМИ, производители лекарств удвоят усилия по неофициальному продвижению своей продукции среди специалистов — фармацевтов и лечащих врачей. Этот вопрос в своем медучреждении главврач держит под особым контролем.

— Категорически не приемлю, когда врачи вовлекаются в рекламную акцию и начинают предлагать пациентам препараты определенной фирмы, — говорит Наталья Дмитриевна. — Как руководитель, стараюсь бороться с этим!

Кстати, вопросом ангажированности медперсонала в деле фармпиара заинтересовался лично Владимир Путин. Премьер заявил о намерении властей положить конец практике лоббирования медиками интересов фармацевтических компаний. Правда, пока непонятно, что конкретно может предпринять государство в целях пресечения взаимовыгодной дружбы врачей и провизоров с производителями лекарств. По мнению главы правительства, ситуацию можно изменить путем законодательного запрета на доходы от такого рода сотрудничества и введения более жестких норм врачебной этики.

Что касается законопроекта о запрете рекламы лекарств и БАДов, разумеется, нашлись его противники. Как и следовало ожидать, представители фармацевтической отрасли отнеслись к новой законодательной инициативе критически. Возражения экспертов сводятся в основном к тому, что запрет на рекламу лекарств не поможет в одночасье вернуть людей в поликлиники и заставить их отказаться от самоназначения лекарств и методов народной медицины. В самом деле, вряд ли навязчивую рекламу можно счесть главной причиной недоверия населения к существующей системе здравоохранения.

В одной из красноярских аптек нам сообщили, что современный потребитель достаточно разборчив и не всегда слепо доверяет рекламе. Иногда, напротив, покупатели спрашивают менее популярное средство — чтобы за раскрутку бренда не переплачивать. Словом, запрет на рекламу лекарств существенно не отразится на здоровье населения, зато приведет к перераспределению рекламных бюджетов фармацевтичеких компаний от общедоступных СМИ к специализированным изданиям. А это, в свою очередь, огромный минус для носителей рекламных площадей. Отметим, что, по данным Aegis Media/OKS, объем рынка рекламы лекарственных препаратов и пищевых добавок составил в 2008 году около 540 млн долларов. Это одна из крупнейших рекламных категорий, активно развивающихся и в кризис: в прессе бюджеты рекламодателей категории “Медицина, лекарства, БАД” увеличиваются с каждым годом. Чем рекламные издания будут затыкать образовавшуюся в случае принятия законопроекта финансовую брешь — большой вопрос…

Один из разработчиков действующего Закона “О рекламе”, доцент кафедры управления здравоохранением ММА им. Сеченова Елена Вольская, выступает против поправок. Свою позицию она отразила в федеральном издании, заявив: “Если рекламная кампания проводится корректно, она имеет право на существование. Потому что такая реклама — это информация, дающая пациентам достоверные сведения о новых препаратах, появляющихся на рынке”. По мнению эксперта, нынешний закон достаточно жесткий, и при соблюдении его норм пациент получает вполне объективную информацию о лекарстве. Кроме того, рекламодатель обязан предупредить его о возможных противопоказаниях и необходимости проконсультироваться с врачом. Это условие выполняется рекламодателями почти всегда. Но вот выполняют ли рекомендацию пациенты? Специалисты также настаивают, что лекарство лекарству рознь: есть рецептурные препараты, небезопасные в применении. Они могут и должны назначаться только врачом, и их нельзя рекламировать. А вот безрецептурные лекарства, которые разрешено покупать свободно, в столь строгих рекламных ограничениях не нуждаются.

В Минздравсоцразвития новацию прокомментировали сдержанно: с одной стороны, есть откровенные нарушения в сфере рекламы — особенно на рынке биологически активных пищевых добавок, которые нередко представляются как панацея от серьезных болезней. Но, с другой стороны, безусловно, у пациента есть право на получение информации о лекарственных препаратах. С плеча тут рубить нельзя, считают чиновники. Они предложили Госдуме повременить с принятием поправок, посоветовав изучить международный опыт и попытаться переложить его применительно к нашим реалиям.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА