Наука и образование
«Школой руководить — как армией командовать». Директор школы № 10 Татьяна Казанова о семье и традициях образовательного учреждения
Татьяна Казанова — о семье, работе и традициях образовательного учреждения.
Просто чудо, такая добрая атмосфера на этой старой фотографии. Напротив меня — директор нашей школы Яков Моисеевич Ша, он был моим руководителем. На заднем плане — кот на подоконнике. Это символичный снимок: мы только переехали в новую квартиру, Яков Моисеевич способствовал тому, чтобы я её получила. Пришёл к нам в гости на новоселье», — рассказывает Татьяна Казанова, директор школы № 10. Вместе с Татьяной Ивановной мы посмотрели её личные фотографии, они отражают большой путь: от детства и студенческих лет до звания «Почётный гражданин Красноярска», которое ей присвоено в 2023 году.
Выбрала семью
— Я родилась в Станиславове, сейчас это город Ивано-Франковск на Украине. Сюда, в Красноярский край, мы переехали, когда мне было года три. Поселились в Ужуре. Моя мама работала бухгалтером, хотя всю жизнь мечтала быть учителем. Вообще, в родне было много учителей — и начальных классов, и физики.
С отцом история сложная. Я жила без него, воспитывалась отчимом. Но я помню отца, хотя видела его последний раз совсем маленькой. Потом в семье об отце не говорили, даже на фотографиях его изображение отрезано. Но я нашла один снимок, сохранила. Отец служил в лётных войсках, был бортмехаником.
Училась в ужурской школе. Вступила в пионерскую организацию, была председателем совета дружины, секретарём комсомольской организации. Тогда вся система в стране была такой — невозможно без общественной жизни. И это было интересно. Тебя захватывало: кружки, мероприятия, встречи. Мы постоянно что-то организовывали, макулатуру, металлолом собирали. Такая соревновательность между классами была — у кого больше? В драматическом кружке я и Земфирой была, и старухой Изергиль… У нас были изумительные учителя. Многие из которых — люди сосланные, высокообразованные, грамотные.
В юности я была романтиком. И профессию выбирала исходя из этого: хотела быть следователем. Читала соответствующую литературу, приехала в Красноярск поступать на юридический факультет, он только открылся. И тогда же произошли события на Даманском. Парней, которые участвовали в конфликте, приняли на юрфак в приоритетном порядке. Мне же не хватило одного балла, а учиться на вечернем я не захотела. Поэтому пошла в пединститут и подала документы на специальность «учитель русского языка и литературы». Результат — диплом с отличием.
В принципе, мне всю жизнь нравилось учиться. Когда была студенткой, краевая библиотека стала вторым домом. Интернета тогда не было, всю информацию брали из книг. Часто сидели в библиотеке до самого закрытия, в общежитие приходили только поспать. В институте тоже занималась общественной работой, была секретарём комсомольской организации.Когда окончила вуз, распределения в город не было. Но меня оставили, потому что к тому времени я вышла замуж, супруг работал в Красноярске. Предложили поступать в аспирантуру, но нужно было дождаться открытия кафедры зарубежной литературы. Диплом я защищала по творчеству Голсуорси. Так я осталась в институте, читала немецкую литературу, ждала создания кафедры.
Прошёл год, кафедры так и не было. Предложили учиться в Москве, но, чтобы поступить на очное, нужен был педагогический стаж. И меня устроили учителем в десятую школу. Год совмещала работу здесь и в институте, потом директор школы говорит: хватит сидеть на двух стульях. В нашем институте кафедру так и не открыли. Муж к этому времени поступил в аспирантуру в Новосибирске, а у меня был вариант учиться в Москве — разъезжаемся по разным городам? Я выбрала семью.
В следующем году исполняется 50 лет, как я работаю в десятой школе. Верна и предана ей, куда бы ни уходила. По приглашению работала в районном управлении образования, была договорённость — ухожу туда только на год и школа остаётся за мной. Через год попросили остаться в управлении, но я отказалась. Не могу без школы, не могу сидеть в кабинете как чиновник. Да, всё и в той сфере получается, но я не могу без детей, без уроков. И не хочу. До сих пор преподаю, уроки не вела, только когда была председателем Красноярского городского Совета депутатов. И классное руководство всегда брала, количество выпусков, как и моих учеников, никогда не считала. У нас уже учатся дети моих учеников. Некоторых ребят, с которыми даже не знакома лично, узнаю по глазам: они такие же, как у отца или у мамы.
Печать десятой школы
— Я прошла несколько этапов становления в должности руководителя школы. Была единственным директором, которого выбрал коллектив. Тогда в стране началась перестройка, директоров разрешили выбирать, хотя юридического механизма для этого не было. Для утверждения на этой должности необходимы были пять согласований. Коллектив ходил по всем инстанциям: в райком партии, в горадминистрацию… Причём толпой — по 15–20 человек одновременно.
Я же была против. Вообще никогда никем не хотела быть, кроме учителя. И потом первые три года каждый раз летом подавала заявление на увольнение. Встану у окошка в кабинете, поплачу — молодая, неопытная, а здесь столько статусных учителей! Понятно, что не все видели меня директором. Я их прекрасно понимаю: чем дальше, тем больше.
Тогда была таким незнающе-демократичным руководителем. Действовала на ощупь, пыталась понять: как это — быть директором? В то время в 58-й школе руководителем была ныне покойная Надежда Ивановна Окладникова. Я видела, насколько она спокойна, выдержанна, что в её учреждении всё работает как часы. Даже когда Надежды Ивановны нет на месте. Я же, если выходила куда-то на совещание, в ужасе бежала обратно — как там без меня?
Надежда Ивановна объяснила: если система отлажена, она работает хорошо, даже когда тебя нет. Всегда. Но как выстроить эту систему? Я села за книги. Перечитала множество учебников, как сейчас это называется, по менеджменту. Стала изучать тему, строить свою систему.
Директор — это ответственность за тысячу человек, сотрудников и учеников. Умножь на четыре — у каждого есть семья, получается четыре тысячи. Если взять воинский табель о рангах, это уровень генерала. Школой руководить — как армией командовать, столько нитей, связей.
С опытом становилась всё более строгой. У меня и к себе большие требований, и к окружающим. Постепенно сложился наш замечательный коллектив, команда единомышленников. Каждый понимает: надо всё делать честно и ответственно.
Мы бережно храним традиции, взяли всё хорошее, что было в советской школе. Продолжаем дело наших прекрасных учителей, которые работали здесь в разные периоды. Когда приходят молодые специалисты, всегда спрашиваю: что вы знаете о нашей школе, устраивают ли наши подходы? И на первом собрании всех родителей предупреждаю: есть наши традиции, требования, идеология. Если вам они не близки, лучше выбирайте другое учреждение.
Создали замечательный, работоспособный родительский комитет и такой же управляющий совет. Эта опора необходима школе. Кстати, у нас есть несколько историй, когда родители становились учителями, заместителями в нашем учреждении, приходили работать сюда.
Безусловно, наших детей мы учим тому, чему должна учить школа: быть человеком, гражданином, иметь сумму знаний. Но интересно, что говорят сами выпускники: «На нас печать десятой школы». Люди разных выпусков, разного возраста общаются, создают сообщества в других городах, приезжают на встречи из разных уголков мира. Как сказал на одном из юбилеев профессор Николаев, «нас всех собрал Святитель Лука». Случайных людей здесь нет. Это секрет, какая-то тайна.
Для меня десятая школа — моя жизнь, дело, которое всегда нравилось. Недавно услышала по радио результаты исследования. Только пять процентов опрошенных сказали, что счастливы на работе. Я отношусь к их числу.
Никого не боялась
— Депутатом я стала в совсем молодом возрасте. Тогда ещё был районный Совет народных депутатов. Сначала мне предложили вступить в партию, но я посчитала, что ещё не готова. Постоянно жила с ощущением, что не достойна того или другого. В партию в итоге вступила. Затем директор говорит: «Будем выдвигать тебя в депутаты». — «Какой депутат? У меня маленький ребёнок». — «Нет, выдвигаем, помогать будем».
Действительно, помогали. Руководители предприятий Центрального района буквально за руку водили, объясняли. Мне сказали: ты должна знать все проблемы жителей. Помню, как первый раз отправилась в Покровку. Автобусы туда тогда толком не ходили, надевала сапоги и шла по улицам. Как ответственный человек, стучалась в калитки. Собаки лаяли, кто-то ругался, но в основном люди выходили. Разговаривала, записывала проблемы. Потом, когда собирались в исполкоме, с трибуны рассказывала: «в Покровке зола на улице», «там нет дорог», «нет освещения»…
Радостно сегодня видеть, как изменился этот жилой район. Недавно Михаил Михайлович Котюков принимал участие в субботнике в парке Чернышевского. Первыми, кто убирал его, была я со своими сторонниками, администрацией района. Мы расчищали парк, стояла задача — сделать его местом притяжения.
Нас хорошо знали жители, потому что мы много ходили по округу, лично общались. Тогда не было интернета, соцсетей — только ноги и язык. Беседы, встречи, с кем-то из жителей потом нас связала долгая дружба.
В депутатской работе мне очень помог школьный опыт. Директор каждый день не получает благодарности, чаще — негатив и проблемы. Я могу зайти в любую толпу, выступать перед совершенно незнакомыми людьми. Никого не боялась.
Именно это дало возможность нормально справиться с ситуаций, когда в городском Совете был очень сложный состав. Я была председателем парламента, в котором собрались представители самых разных партий и шли настоящие войны. Мне помогла моя закалка.
Понимала: чтобы принять любое решение, сначала нужно со всеми договориться. Тем составом было сделано многое, в частности принят генеральный план развития города. Для этого мне пришлось быть переговорщиком, и, несмотря на разность наших партийных принадлежностей, у меня со всеми сложились хорошие отношения.
В то время моя связь со школой не прерывалась. Раз в неделю обязательно приезжала, помогала, какие-то проблемы решала.
Очень люблю читать
— Свободное время бывает, но очень редко. Если необходимо, предпочитаю прийти в школу в субботу или в воскресенье: когда никого нет, спокойно доделываю то, что нужно.
Я много читаю. Конечно, перед уроками — все необходимые литературные произведения. Сейчас для души — святоотеческую литературу, философию. Люблю не просто путешествовать. В последнее время езжу в паломнические поездки. Это помогает восстановиться, через неделю возвращаюсь другой, получаю силы, заряд энергии.
Моя любимая книга — «Илиотропион», в переводе с греческого — «Подсолнечник». Её автор — священник, рассматривает соотношение воли Божьей с человеческой. Сравнивает человеческую волю с подсолнечником. Это удивительный цветок, который поворачивает голову за солнцем. Постоянно перечитываю эту книгу, подчеркиваю важное для себя.Обязательно читаю современных авторов, выписываю все новинки, победителей премий. Чтобы понимать современные литературные процессы. Читаю только в бумажном формате. Пожалуй, у меня дома, кроме книг, икон и картин, больше ничего и нет. Мне другого и не надо.
Досье
Татьяна КАЗАНОВА , директор школы № 10.
Образование: Красноярский государственный пединститут.
Трудовая деятельность:
1973–1974 гг. — лаборант кафедры литературы КГПИ;
1974–1987 гг. — учитель русского языка и литературы школы № 10,
1987–1999 гг. — директор школы № 10;
1999–2000 гг. — начальник управления образования Центрального района;
2000–2015 гг. — директор школы № 10,
2015–2019 гг. — председатель Красноярского городского Совета депутатов,
С 2019-го по настоящее время — директор школы № 10.
- Признание: имеет множество наград и почётных званий. В том числе — «Отличник народного просвещения», «Заслуженный педагог Красноярского края», «Народный педагог», «Директор школы России», «Почётный гражданин города Красноярска».
Фото: архив «Городских новостей»