Красноярск исторический
Красноярскому ЭВРЗ исполняется 125 лет
Одно из старейших мероприятий города.
24 июня 1898 года были сданы в эксплуатацию Красноярские главные железнодорожные мастерские. Сегодня это электровагоноремонтный завод. В истории предприятия, как в зеркале, отражается судьба страны.
Первое время главные железнодорожные мастерские числились номенклатурой Томской железной дороги. На начало 20 века здесь работало 1200 человек. В восьми цехах ремонтировались паровозы, деревянные пассажирские и грузовые вагоны, поставлялось чугунное литье для нужд Енисейской губернии. Железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием не только Красноярска, но и всей Енисейско губернии. Первым начальником стал Владислав Клочковский. Он был музыкантом, и по его инициативе построили клуб, получивший позднее имя Карла Либкнехта и ласково называемый заводчанами «карлушей».
Во время первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1906 годов мастерские стали центром революционных событий в Красноярске. 28 декабря 1905 года в паровозосборочном цехе состоялся митинг, на котором рабочие совместно с солдатами 2-го железнодорожного батальона приняли решение оказать сопротивление правительственным войскам. К 18 часам цех был окружен войсками и отрезан от сообщения с городом. Началась семидневная осада 800 рабочих и солдат, забаррикадировавшихся в вагоносборочном цехе. Из Москвы генерал-губернатор получил приказ: «Не вступая с изменниками ни в какие переговоры, истребить их силой оружия». 1 января 1906 года началось наступление правительственных войск. Утром 3 января осажденные прекратили сопротивление и были препровождены в тюрьму. Несмотря на поражение, часть требований восставших были удовлетворены.
Гражданская война нанесла большой урон мастерским. За период Временного Сибирского правительства Колчака было вывезено дорогостоящее оборудование: сверлильные, токарные, строгальные, фрезерные станки. Отправлены на восток десятки паровозов и сотни вагонов. Во время боевых действий разрушены подъездные пути, опрокинуты вагоны… Не было топлива. И тогда родился новый почин – коммунистический субботник. Рабочие, не ожидая денежного вознаграждения, выходили на расчистку территории, ремонт оборудования и подвижного состава.
В годы гражданской войны, во времена разрухи и кризиса, в мастерских не прерывался ремонт паровозов и вагонов.
В 1932 году мастерские получили статус предприятия союзного значения, став Красноярским паровозовагоноремонтным заводом. В 30-е годы на предприятии велось большое строительство: появились новые цеха, котельная, заводоуправление, расширялась производственная номенклатура. Вплоть до Великой Отечественной войны Красноярский ПВРЗ оставался самым крупным предприятием города. На нем трудилось около 3000 человек.
В годы сталинских репрессий 1937-1938 годов было арестовано 4 директора , 121 работник, среди которых немало специалистов и руководителей, и вакантные места, в том числе руководящие должности, заняли неподготовленные люди, что отрицательно сказалось и на деятельности завода.
В первые месяцы Великой Отечественной войны ушли на фронт 280 токарей, 383 слесаря и много других квалифицированных рабочих. Их места заняли пенсионеры, женщины и подростки. С июля 1941 года ПВРЗ стал выполнять специальные задания фронта. Кроме ремонта паровозов и вагонов завод должен был выпускать поезда особого назначения: дорожно-ремонтные, танкоремонтные, санитарные, банно-прачечные. Одновременно предстояло освоить производство бронепоездов, минометов, боеприпасов. Перевод производства на выпуск оборонной продукции требовал серьезной реконструкции технологического процесса и новой, более высокой производительности труда. К осени 1941 года на завод были эвакуированы родственные предприятия из Полтавы, Воронежа, Изюма.
За особые заслуги и ударную работу в годы Великой отечественной войны в 1945 году Красноярский ПВРЗ был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а переходящее знамя Госкомитета Обороны передали заводу на вечное хранение, так как в течение 11 месяцев 1945 года предприятие занимало первое место в соцсоревновании. За особые заслуги перед Родиной более 600 заводчан были награждены орденами и медалями. В 1949 году ПВРЗ вновь приступил к ремонту пассажирских вагонов, медленно наращивая темпы «мирного» производства в условиях, когда эвакуированные заводы отправились «по домам». Собственное оборудование в значительной части было передано в помощь предприятиям освобожденных территорий. Только в 1952 году впервые после войны удалось выполнить план по выпуску продукции.
Начиная с конца 60-х годов, на заводе в течение 10 лет проводилась большая реконструкция, шло обширное строительство, внедрялась новая техника, расширялись виды ремонта.
В 70-е годы закончилась «паровозная эпоха» предприятия. 30 декабря 1971 года ушел из ремонта последний паровоз. Завод получил название «электровагоноремонтный», стал восстанавливать электропоезда переменного тока, цельнометаллические пассажирские вагоны, тяговые двигатели и колесные пары. Предприятие обеспечивало сеть железных дорог полностью отремонтированными и готовыми к эксплуатации электросекциями пригородного сообщения и пассажирскими вагонами. Красноярский ЭВРЗ стал лидером в отрасли по ремонту электропоездов переменного тока.
Четыре раза: в 1998, 2001, 2002 и 2003 годах коллективу ЭВРЗ присуждались Почетные дипломы МПС РФ и ЦК российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей с вручением знаков «Победителю в отраслевом соревновании среди коллективов предприятий и организаций железнодорожного транспорта».
В последние десятилетия завод пережил немало серьезных перемен, они происходят и сегодня. История продолжается…
В тему
Из воспоминаний Г.Т.Просвирнина о работе в железнодорожных мастерских: «Если давалось задание согнуть лобовой лист, рабочие тащили его на себе во двор мастерских (вес 320 кг), затем подносили сажени две дров, раскладывали огромный костер и бросали в него лист. Когда он добела накалялся, рабочие крючьями тащили его в цех на плиту и били по нему пудовыми кувалдами. Все на них горело: волосы, одежда, обувь. В вагонном цехе даже тележки с одного пути на другой рабочие переносили на руках». Фото: предоставлено пресс-службой ЭВРЗ.
Автор: Дмитрий Тонких.
Все фото предоставлены музеем ЭВРЗ.