Проспект культуры

В Красноярске прошли первые показы спектакля «Орёл и Ворон»

Это новый взгляд на «Капитанскую дочку» Александра Пушкина.

В Красноярске прошли первые показы спектакля «Орёл и Ворон»
Фото: Красноярский музыкальный театр

22 и 23 июня в краевой столице зрители увидели долгожданную постановку по повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет спектакля «Орёл и Ворон» (12+) идентичен оригинальному тексту, а формат рок-оперы позволяет заинтересовать как взрослых, так и школьников.

По словам режиссёра-постановщика Дмитрия Белова, «Капитанская дочка» — это работа с заведомо гениальным текстом.

— От нас требуется воля, чтобы увидеть и по-новому интерпретировать произведение, проверить на соответствие сегодняшнему времени… Не хотелось бы никого учить, потому что это невозможно. Но была цель постараться поставить более остро проблематику, заставить людей выбирать. Основная наша задача — проявить человечность в героях. Я надеюсь, артисты найдут внутри себя важный повод для разговора со зрителем.

Художник-постановщик премьерного спектакля, главный художник Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова» Алексей Кондратьев рассказал, что у команды не было цели досконально проиллюстрировать исторический контекст.

— Перед нами стояла задача продемонстрировать русскую культуру и её символы. Есть известное изречение, что в России за 10 лет меняется всё, за 200 лет — ничего. Проходят годы и столетия, а жизнь людей и обстоятельства развиваются в заданной исторической логике, неизменным остаётся мироощущение и чувства в одних и тех же обстоятельствах, — отметил художник-постановщик.

Основное действие спектакля разворачивается на дальней границе в Белогорской крепости. Екатерининская эпоха в спектакле передаётся не документалистикой и музейной точностью, а языком условного, простого — через формы и объекты.

— Какие-то исторические подробности были намеренно убраны, чтобы не отвлекать внимание зрителей. Другие, наоборот, добавлены, как, например, самовар — непременный атрибут русской жизни, — сказал Алексей Кондратьев.

Фото: Красноярский музыкальный театр
Фото: Красноярский музыкальный театр

Команда художников даже объявляла своеобразный «кастинг» старинной кухонной утвари — красноярцы могли принести вальки для стирки, коромысла, крынки, деревянные миски, чугунки, туески, чтобы их можно было использовать в сценическом оформлении спектакля.

«Орёл и Ворон» — рок-опера, написанная специально для красноярского театра. По словам композитора Артура Байдо, этот жанр подчеркнул судьбоносность всей истории.

—Мы попытались совместить две вещи: противоборствующие силы и силу, которая над всем возвышается, — это любовь. Такое удивительное сочетание превращается во что-то монументальное, мощное, то, что должно нас направить в верное русло. Здесь очень разные материи, и жанр рок-оперы позволяет нащупать все потенциальные музыкальные решения. Естественно, рок-музыка близка современному зрителю. Наша задача — чтобы зрители почувствовали в истории то, что им знакомо, чтобы сюжет получил внутренний отклик.

По словам Станислава Сикирина, исполнившего роль Петра Гринёва, вжиться в образ было не сложно.

— Этот герой всё-таки оказался мне близок, в каждом из нас есть частица того персонажа, которого мы играем, — считает Станислав. — Всё равно было интересно разбираться в нём. Я перечитывал повесть, специально находил строки, где Пушкин описывал метания Гринёва. Герой не знал, что ему делать: либо оставаться с Машей и при этом не иметь возможности ей помочь, либо ехать в Оренбург, где он может действовать, хоть что-то предпринять для её спасения. Было интересно объяснять для себя мотивы его поступков.

Солист Михаил Дубовцев, которому досталась роль харизматичного Алексея Швабрина, считает, что у каждого героя своя правда.

— Все мы прекрасно знаем, что движет Швабриным. Человек, который любит, но получил отказ, пытается всеми способами вернуть ту, которая является причиной его переживаний. Да, Швабрин неуравновешен, самолюбив. Конечно, проще обвинить человека во всех его грехах и успокоиться на этом — «поверхностное мышление». А если на время «спрятать» персонажа из произведения? Осталась бы Маша жива? Не думаю, — рассуждает Михаил. — Изменить присяге, не произносить имя дочери белогорского коменданта в суде. Всё ради чего? Ради неё! Он пытается быть нужным, доказать свою любовь и хочет, чтобы Маша сделала хотя бы шаг навстречу. Поэтому Швабрин — сложный персонаж: запугивает и в то же время старается быть заботливым, угрожает и старается оправдаться, любит и не понимает этой любви.

Фото: Красноярский музыкальный театр
Фото: Красноярский музыкальный театр

Отклик

Премьерные показы вызвали бурю эмоций у зрителей. Многие отмечают оригинальность декораций, танцев, а также арии, которые продолжают играть в голове и по окончании спектакля.

— Меня покорила Маша, которую играла прекрасная Надежда Коваленко. Чуткая, невесомая, нежная, с великолепным голосом. Сопереживала ей от всей души! — поделилась Надежда Степановна. — Также очень понравился Рустам Исанов в роли Пугачёва. Герой получился неоднозначным, его не воспринимаешь злодеем, скорее — заблудившимся человеком, который не знает, какой путь выбрать. Своеобразная жертва обстоятельств.— Спектакль никого не оставил равнодушным, — делится красноярец Александр. — Весь зал стоя аплодировал и не отпускал артистов со сцены более пятнадцати минут. Мы хлопали так, что заболели руки, серьёзно! Крайне рекомендую всем к просмотру, теперь это мой любимый спектакль у музыкального театра.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА