Новости

ШАШКИ - НЕ ТОЛЬКО “ЧАПАЕВ”

ШАШКИ - НЕ ТОЛЬКО “ЧАПАЕВ”

С двукратным чемпионом мира по шашкам среди юношей Романом Гордеевым мы условились пообщаться прямо во время городского турнира по блицу на острове Отдыха. Поэтому разговор наш приходилось регулярно прерывать — судья-информатор, кажется, задалась целью сорвать это общение, бесконечное количество раз вызывая Гордеева то к одному, то к другому столику, где его уже поджидали все новые соперники.

К чести Романа, он этот челночный бег переносил со спокойствием. По крайней мере, видимых признаков раздражения не подавал. Хотя игра у юного шашиста в этот день явно не клеилась.

— Роман, что ты, современный парень, делаешь здесь — среди всех этих людей предпенсионного и пенсионного возраста?

— Ну как что, шашки — это главное увлечение в моей жизни. Можно сказать, я так отдыхаю — играя. А какой возраст у соперников — не столь важно. Наоборот, чем опытнее оппонент, тем интереснее.

— Почему из всего многообразия полезных развлечений и досугов ты выбрал именно шашки?

— Секция шашек была в моей школе, в нее ходил мой двоюродный брат. Я тоже решил и записался. До этого мы играли дома, но просто так, для себя — как и в карты. А с семи лет я начал системно тренироваться.

— Когда впервые почувствовал, что можешь играть на достаточно высоком уровне?

— В девять лет, когда мне присвоили звание кандидата в мастера спорта. Выполнил этот норматив, выступая на краевых и городских соревнованиях среди юношей.

А вот первые выезды на первенства России оказались немножко неудачными. На дебютном турнире я занял только четвертое место. Все поменялось в 2005 году, когда мы с тренером впервые поехали на чемпионат мира в Адлер, я там занял второе место. На следующий год — стал чемпионом. Пять лет участвую — два раза побеждал, три раза на пьедестале был.

— На дебютный чемпионат мира ехал уверенным в своем превосходстве над большинством будущих соперников?

— Нет, я так не считал. Все равно главное — участие. Просто решили попробовать. Получилось удачно. Конкретных задач не было — просто выступить как можно лучше, и все. Не хватило для чемпионства опыта таких соревнований. На пол-очка всего отстал от лидера. На следующий год уже другая возрастная группа была, выиграл без реванша у прошлогоднего победителя.

— На чемпионаты мира за счет родителей ездишь?

— Нет, в этом вопросе здорово помогает глава администрации Советского района Владимир Мурысин. Я же в школе Советского района учусь, а он всегда своих спортсменов выручает. Этот вопрос лучше тренеру моему задать, но насколько я знаю, ни разу нам Владимир Александрович не отказал.

(Здесь Романа из нашего с ним разговора на пять минут “выключает” судья. За доской уже заждался соперник, который, судя по внешнему виду, едва ли не всемеро старше Гордеева. Партия заканчивается вничью.)

— Твой тренер, Александр Цыганов, рассказывал, что ты почти всегда играешь с соперниками, которые старше тебя. По твоему возрасту у тебя нет конкурентов в городе и крае?

— Возможно.

— И в школе учишься со старшими? Потому что не вяжется твое 15-летие с одиннадцатым классом…

— Да, большинство ребят в классе старше меня на год, некоторые на два. Дело в том, что я сразу во второй класс пошел. Я уже умел читать-писать, сдал экзамен, и все. Родителей и бабушек идея: они подумали, что мне будет скучно со сверстниками.

— Одноклассники не обижали младшего?

— Да не, нормально, хорошие отношения со всеми.

— Ты хорошо учишься?

— Да, я отличник.

— На золотую медаль, выходит, идешь?

— Пока да.

— Потом какие планы?

— Ой, пока еще не выбрал.

— На носу же выпускной!

— Ну, пока так… Наверное, техническое образование выберу. Программистом, может, стану. Математика, физика у меня лучше идут, чем гуманитарные науки. Хотя мне еще нравятся иностранные языки.

— Пару-тройку, наверное, одновременно изучаешь?

— Один. Английский.

— Извини, но все же не дает мне покоя один вопрос: ну какой же шашки спорт?!

— Это спорт. Не в чистом виде, конечно. Это и спорт, и искусство, и любимое дело — моя жизнь. Спорт ведь совершенствует какие-то навыки. А шашки развивают ум, намного улучшают свойство памяти. Те, кто играет в шашки, обычно хорошо учатся. Шашки для меня — очень многое. А то, что они не особо популярны в стране, — неважно уже.

Да, шахматы более популярны. Видимо, люди считают, что шахматы — гораздо сложнее, интереснее. Хотя… это просто другое…

(Новая партия. Гордеев проигрывает.)

— Продолжаем разговор. Количество комбинаций в шашках ограничено?

— Исход партий непредсказуем, вариативность очень высокая, комбинации разные встречаются.

— Специально под соперника готовитесь с тренером, как в профессиональном боксе?

— Да, конечно. Сильные игроки, как правило, разыгрывают дебюты, которые у них, наверняка, получаются. Ну а мы, в свою очередь, стараемся их поставить в тупик своими рабочими комбинациями.

(Гордеева снова вызывают к доске. Снова поражение! Чемпион мира заметно расстроен, цитирует давнишний рекламный ролик: “Просто сегодня не день Бекхэма”.)

— Насколько ты стрессо­устойчив? Как тебе важно готовиться к партиям и насколько сильно тебе сейчас мешает это интервью?

— Ну, обычно я в тишине настраиваюсь. Прокручиваю в голове возможные комбинации, ходы... Нет-нет, вы мне не мешаете. Просто я сам чувствую, что не готов сегодня на сто процентов. Этот турнир чисто для поддержания тонуса мне необходим. Тренер сказал, что нужно сыграть, я и играю.

— Давай немного отвлечемся и вернемся к сравнению шашек и шахмат, это смежные “специализации”?

— Бывает, что участвуют люди и там, и там. Но редко. Хотя есть такие универсалы. Олег Павлов из Канска, допустим. Он мастер спорта и по шашкам, и по шахматам.

— А сам не играешь?

— Ну, так… Для общего развития только.

— Приходилось ли на спор обыгрывать кого-нибудь в шашки? В детском лагере или в поезде…

— Нет, не играл ни разу на деньги. Не было такой возможности даже. Хотя стоит подумать над этим…

— В “Чапаева” играешь — когда шелбаном нужно выбить как можно больше шашек соперника?

— Зачем пальцы-то мучить? Есть поинтереснее правила…

— Как часто удается обыгрывать тренера?

— Достаточно редко. Только в быстрые шашки. Он же меня готовит, знает как облупленного. Но иногда случается…

— Он от ярости доской в стену не запускает?

— Нет, радуется даже. Ученик ведь должен когда-то превзойти своего учителя. Только тогда учитель — хороший. Тогда он выполнил свое предназначение. Пока же об этом рано говорить. Я еще даже не мастер спорта. Это для нас обоих сегодня главная цель.

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА