Проспект культуры
В красноярском театре кукол прошли первые показы «Мцыри»
Постановкой завершили 85-й сезон театра кукол.
Театр кукол завершил 85-й творческий сезон новой постановкой «Мцыри» (12+) по одноимённой поэме Михаила Лермонтова. Она рассказывает о судьбе мальчика-сироты, отданного пленившим его генералом в монастырь. Юноша жил в тоске по родине и однажды сбежал из общины. Он провёл на свободе три дня, которые оказались самыми важными в его жизни.
Над спектаклем работала команда, в которую вошли уже известный красноярцам режиссёр из Калининграда Наталия Степаненко, а также художник-постановщик, обладательница театральной премии «Золотая маска» Наталья Мишина (Москва), композитор Андрей Степаненко (Калининград) и хореограф Денис Приморский (Белгород).
Знакомый любому школьнику сюжет для постановки был выбран Наталией Степаненко не случайно. Как рассказала режиссёр, на такое решение повлияли её собственные сыновья.
— Они взрослеют, на моих глазах идёт процесс превращения из юноши в мужчину. В какой-то момент романтическая история Лермонтова для меня прозвучала совершенно иначе, гораздо глубже, чем мы изучаем поэму в восьмом классе. Считаю, что это несправедливо, ведь «Мцыри» — по-настоящему великое произведение, — сказала Наталья, добавив, что взрослым обязательно нужно перечитывать «школьную» классику.
Спектакль рассчитан на зрителя старше двенадцати лет. Режиссёр считает, что такое мрачное и романтическое произведение зачастую непросто понять детям. Однако команда постаралась представить новое прочтение поэмы, сделать её понятнее для аудитории разного возраста.
— Очень полезно переосмыслить какие-то уже давно знакомые вещи и «прожить» их вновь, но уже вместе со своими детьми. Вернувшись к «Мцыри», я поняла, что подростковое становление гораздо сложнее психологически пережить, чем пресловутый «кризис среднего возраста», — подчеркнула режиссёр. — А наш герой повзрослел всего за три дня. Вырвавшись из ограниченного мира, в котором Мцыри существовал много лет, юноша за короткий промежуток времени прожил целую жизнь. Успел познать мир и самого себя, влюбиться, стать мужчиной, мудрецом и воином. Иногда люди за всю жизнь не успевают столько испытать.
При этом Наталия не противопоставляет монастырь и волю, наоборот, подчёркивает необходимость прохождения такого этапа, как многолетнее заточение, — в этом заключалась судьба и путь юноши.
— Когда, сделав круг, Мцыри возвращается в обитель, мы понимаем, почему он сдался. Не потому, что побег прошёл неудачно: мальчик устал, не ел и получил раны. Просто в какой-то момент он принял ту жизнь, которую вёл, будучи пленником. И когда он вернулся, то обрёл силу и мудрость, — подчеркнула Наталья.
Режиссёр отметила, что прикоснуться к культуре Грузии, где происходит повествование, было очень интересно: «Мы не ставили цель создать национальный колорит, но вдохновлялись им. Мы используем глиняные игрушки, ковры с узорами, а ещё — мелодии кавказских народов: в спектакле звучит авторская музыка, и артисты труппы играют на барабанах. Этот инструмент способен передать ритм ускоряющегося сердцебиения, гром, звуки пробуждающейся стихии, а также эмоции главного героя.
Куклы и декорации спектакля минималистичны — по сути, кроме глиняных фигур, на сцене присутствуют лишь главный герой и кавказская девушка с длинными косами.
Каждая новая мизансцена рождается буквально на глазах у зрителей. Вот белое шифоновое полотно превращается в горную реку, к которой за водой идёт прекрасная девушка. Золотые перчатки актёров становятся шустрыми рыбками, а для создания грозного барса задействовано сразу четыре актёра.
— Для меня поединок с барсом — это битва с самим собой, — поделилась Наталья Степаненко. — У Лермонтова дикий зверь — это внешняя угроза, метафора внутренних демонов, страха. И встаёт выбор — сдаться или победить. Мцыри жил взаперти, и ему никогда не приходилось себя защищать. А что нужно, чтобы в душе пробудился воин? Смертельная опасность. И он с ней сталкивается.
В течение часа на сцене звучит полный текст поэмы, но это не отталкивает школьников. Наоборот, они с интересом побывали на премьере, которая состоялась на прошлой неделе.
— Мне очень понравилась постановка, — поделился восьмиклассник Илья. — Когда я читал это произведение в школе, то многие слова мне были непонятны. Но когда слова подкреплены картинками на сцене, то начинаешь воспринимать всю историю по-другому.
Деталь
Поэма «Мцыри» написана в 1839 году. Она относится к поздним кавказским поэмам Михаила Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии. Есть версия, что Лермонтов сам услышал от монаха историю, которую потом положил в основу своего произведения.