Новости

Роскошь или средство передвижения

Роскошь или средство передвижения

С наступлением кризиса почему-то именно автомобилисты испытывают на себе пристальное внимание властей всех уровней. Начиналось все с запретов на ввоз иномарок с правым рулем. Продолжилось введением льготных кредитов на приобретение отечественных авто и принятием супернового техрегламента, ущемляющего права все тех же праворулек.

А недавний сюрприз Министерства финансов России поставил в тупик уже всех автомобилистов нашей необъятной родины. Это ведомство разрешило региональным властям поднимать минимальную ставку транспортного налога аж в десять раз! Правда, затем одумалось и снизило возможное повышение до ста процентов. На этом, скорее всего, вмешательство правительства в жизнь автомобилистов не закончится. Но на сегодня именно эта тема — повышение транспортного налога — самая обсуждаемая: в регионах идет формирование бюджетов на 2010 год.

Проект закона об увеличении ставок транспортного налога уже подготовлен соответствующим ведомством правительства края, сейчас он обсуждается депутатами Законодательного собрания. Чиновники, предвосхищая вопросы к этому документу, сразу предупреждают: двукратного увеличения ставок не будет.

— Рост ставок транспортного налога в среднем составит от 30 до 50 процентов, — заявил журналистам вице-премьер региона Михаил Котюков. — По отдельным категориям, таким как коммерческий транспорт, она будет несколько выше.

Он напомнил, что индексация ставок транспортного налога не проводилась в крае с 2006 года. Так что необходимость повышения налоговых платежей назрела и вызвана целым рядом причин. В 2010 году на краевой уровень будут переданы новые обязательства, которые раньше финансировались из федерального бюджета. Например, организация летнего отдыха детей, содержание профессиональных училищ и компенсация части родительской платы за посещение ребенком детского сада. Чтобы смягчить эту дополнительную нагрузку, федеральный центр и дал право регионам повысить транспортный налог на своих территориях.

— Проанализировав рост доходов населения и грузо-
оборот автомобильного транспорта в крае с 2006-го по 2009 год, а также законодательство регионов Сибирского федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, правительство Красноярского края приняло решение повысить транспортный налог не в два, а в среднем в полтора раза, — подчеркнула заместитель министра экономики и регионального развития Светлана Симонова.

По данным краевого правительства, Красноярье в деле повышения налоговых ставок идет в ногу со своими соседями по Сибирскому округу. Так, в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, Республике Хакасия и Алтайском крае сборы с автовладельцев планируется увеличить в 1,3—1,6 раза, в Омской области — в 1,5 раза. А уровень доходов от транспортного налога в этих регионах такой же, как и в Красноярском крае.

В 2008 году, например, налог на транспорт принес в бюджет края 929 млн рублей. Его собираемость составляет 86 процентов, но в этом году планируется увеличение до 95 процентов. Если повышение налога будет утверждено депутатами ЗС, край вытащит из карманов автомобилистов еще 400 млн рублей.

В качестве бонуса за повышение ставки правительство обещает сохранить все имеющиеся льготы по транспортному налогу для граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, для организаций, занимающихся народным промыслом, ветеранов, инвалидов, пенсионеров. Кроме того, правительство особо отмечает: с 1 января 2010 года платить по повышенным ставкам будут только юридические лица, физические новые платежки начнут получать только в 2011 году.

Тем не менее новые ставки привели в замешательство экспертов законодательного органа. На первом обсуждении проекта документа заместитель начальника экспертно-правового управления Заксобрания Татьяна Миндеева высказала мнение, что ставки по транспортному налогу в крае завышены.

— Закон позволяет нам устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от возраста автомобиля, сезонности, — сказала Татьяна Миндеева. — Мы думаем не о людях, а о поступлениях в бюджет.

Авторы документа обещали подумать об этой перверсии, но, судя по последней редакции законопроекта, все осталось на своих местах. Гибкой оказалась только шкала мощности автомобилей. Если раньше градация налоговых ставок происходила через каждые 50 лошадиных сил, нынче — через 20. Так, если по старому закону за автомобили мощностью до 100 лошадиных сил мы платили по шесть рублей за каждую лошадку, по новому документу налоговая ставка увеличивается до девяти рублей за л. с. За машину до 150 лошадиных сил вместо 18 рублей за каждую единицу мощности придется выложить 25 рублей, до 200 л. с. — 45 рублей вместо 36. Если раньше была градация: до 250 (63,5 рубля) лошадиных сил и свыше этой мощности (127 рублей), сейчас раздел разбит на более мелкие единицы. От 201 л. с. до 220 л. с. — ставка составляет 63,5 рубля, от 221 до 240 л. с. — 85 рублей, от 241 до 250 — 100 рублей и так далее.

— Новые ставки рассчитаны очень хитро, — считает председатель совета участников Красноярского регионального общественного движения автовладельцев (КРОДА) Иван Смолин. — Если сравнить налог за автомобиль мощностью 201 лошадиную силу, повышение произошло в полтора раза, а если — 249 лошадиных сил, то ставка увеличилась уже в два раза. И так через строку. Вот и получается, что в общей массе повысили не сильно, а если посчитать по конкретному автомобилю, то получается ощутимая сумма. Нас опять обманывают.

Иван Смолин считает, повышение транспортного налога может дать отрицательный результат — не тот, что ожидает краевое правительство. То есть сборы не увеличатся, а снизятся, как минимум, на 25 процентов. Автовладельцы просто не будут платить и перестанут ездить.

— Люди уже меньше тратят на поездки на личном транспорте, — считает председатель совета участников КРОДА. — По нашим данным, в Красноярске за девять месяцев этого года на 10—15 процентов снизились продажи ГСМ. Горожане экономят, а транзитники стараются заправляться в других регионах, где бензин дешевле. То же самое произойдет и с транспортным налогом. Красноярцы будут продавать автомобили в соседние области или регистрировать машины, например, в Хакасии, где налог в два раза ниже.

Да и к обещанию увеличить сборы для физических лиц только через год, Иван Смолин относится скептически. Ведь человек, покупая автомобиль, продумывает расходы на будущее. И не учесть транспортный налог, который в случае увеличения составит существенную долю расходной части семейного бюджета, просто не возможно. Да и надеяться на стабильность законодательства нынче не приходится. Где гарантия, что в следующем году не будет принят еще один закон, увеличивающий сборы с автовладельцев?

Наверное, сложно найти горожанина, который хотел бы платить (за что бы то ни было) больше. Депутату Законодательного собрания края Марине Добровольской это удалось.

— Мы провели две акции, на которых спросили мнение людей — как относятся к повышению налога автомобилисты, — рассказала Марина Ивановна. — Только три человека из нескольких тысяч оказались “за”, и то у них не было машин.

Краевой парламентарий заметила, что красноярцы даже не знают, на что идет этот налог.

— Это является некой фискальной мерой, чтобы пополнить казну, — констатировала Марина Добровольская. — Но она таким бременем ложится на среднестатистического человека, что я считаю: нельзя повышать транспортный налог. Предлагаю другое решение: ввести налог на роскошь, которую приобретают себе богатые люди — дворцы, яхты, штучные авто, которые стоят несколько миллионов, раритеты, картины, бриллианты и так далее. Налог на роскошь принесет казне гораздо больше, чем транспортный.

Тем не менее транспортный налог остается одним из наполнителей краевого бюджета, который сегодня активно обсуждается. И принятие или непринятие существующего законопроекта о налоговых ставках для автомобилистов во многом решит исход нашего главного финансового документа на 2010 год.

— Законопроект был внесен губернатором, — сказал на недавнем Совете краевого парламента первый заместитель председателя Заксобрания Валерий Семенов. — У депутатов есть очень много вопросов по группам, по категориям транспорта, по ставкам. В краевой парламент поступили обращения автомобилистов и жителей края. Все предложения мы постараемся максимально учесть. Но нам необходимо рассматривать данный документ, потому что это доходные источники для краевой казны.

Сегодня на сессии депутаты Заксобрания попытаются поставить точку в споре о повышении налогов для автовладельцев. Или многоточие.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА