Новости

Под колесами закона

Под колесами закона

Под колесами законаСтранная вещь: государство тщится поддержать малый и средний бизнес, но меры поддержки пробуксовывают на каждом шагу. К примеру, президент страны недоволен темпами исполнения закона о льготной приватизации государственного и муниципального имущества. Президент заявляет на встречах с предпринимателями: “Мы еще не успели закон начать применять, а они уже чего-то там колдуют. Нужно на это среагировать по всей строгости закона. Может быть, это повод для прокурорского реагирования. Что это такое? Мы придумываем, придумываем законы для поддержки малого бизнеса, чтобы бизнесу полегче немножко стало жить, а они все это сразу же нивелируют своими решениями”.

“Они” — это, надо полагать, твердолобые реакционеры на местах, которые тормозят прогрессивные новации. Но вот история на тему, как российские законодатели стремятся своими законами облегчить жизнь предпринимателей. Историю эту поведала нам председатель профсоюза “Торговое единство” Варвара Безруких. Являясь членом комиссии, занимающейся в Красноярске вопросами льготной приватизации, она имеет самую детальную информацию о том, что именно эти процессы тормозит.

Итак, Федеральный закон © 159-ФЗ, наделяющий добросовестных арендаторов государственного и муниципального имущества правом льготного выкупа, был принят 22 июля 2008 года. А 26 ноября того же года приняли Закон © 224-ФЗ “О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который вступил в действие с 1 января 2009 года. За безобидным названием скрывается следующее: объекты гос- и муниципального имущества, подлежащие льготному выкупу по Закону 159-ФЗ, теперь облагаются НДС. Более того, этот налог исчисляется, удерживается из полученных доходов и уплачивается именно покупателями. Согласно разъяснению Минфина РФ в письме © 03-07-11/228 от 16.09.2009, “исчисление суммы налога на добавленную стоимость производится покупателем — налоговым агентом при оплате имущества, то есть в момент предварительной оплаты (частичной оплаты) приобретаемого имущества либо в момент оплаты (частичной оплаты) уже приобретенного имущества”. Правда, упомянутое письмо завершалось примечанием, по сути, совершенно издевательским: “Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме”.

Что получилось на практике? С начала года красноярские предприниматели начали выкупать помещения, пользуясь правом, данным им Закон 159-ФЗ. У кого-то была возможность внести все деньги сразу, кто-то оформлял рассрочку. Но во всех случаях проводилась независимая оценка, которая определяла рыночную стоимость объекта. И вот на эту сумму предприниматель, как налоговый агент, должен был накрутить 18 процентов НДС, в результате чего реальная стоимость в полтора раза превышает рыночную. Причем пятую часть всей этой суммы, то есть сам налог, необходимо заплатить практически единовременно, иначе неприятности с законом гарантированы. Если это поддержка малого и среднего бизнеса, то очень странная.

Конечно, законы надо исполнять. Но у представителей предпринимательского сообщества сразу же возник вопрос: “А почему, собственно, надо накручивать НДС на сумму рыночной оценки? Почему налог нельзя сразу включить в стоимость?”. Увы, российское законодательство хранило на эту тему полное молчание. Наконец Минфин РФ в ответ на многочисленные обращения, в том числе и общественной организации предпринимателей “Опора России”, ответил новым письмом за © 03-07-15/147 от 19.10.2009. В котором сообщалось: “При определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении государственного или муниципального имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость. В связи с этим порядок исчисления и уплаты налога не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на соответствующую сумму налога”.

Учитывая примечание к предыдущему документу финансового ведомства о том, что минфиновские письма можно трактовать как угодно, а можно и вообще не брать во внимание, потребовалось еще некоторое время, чтобы убедить уважаемое министерство придать этому мнению силу официального документа. Сегодня письмо зарегистрировано в Минюсте и имеет нормативный характер. Но что делать тем, кто уже заключил договоры купли-продажи, а то и излишний (как выяснилось) НДС уплатил? С точки зрения налоговых органов, все просто — в приложениях к действующим договорам расписать, какова оценочная стоимость и какую долю занимает в ней НДС. Но на практике все не так просто. Кто в нынешней ситуации окажется плательщиком НДС, если в договоре вписана рыночная стоимость, рассчитанная без учета налога? Не кто иной, как городской бюджет, потому что 18 процентов придется изымать из доходов города от приватизации. С соответствующими последствиями в виде дальнейшего урезания расходных статей. Честно говоря, не совсем понятно, почему из-за того, что федеральные чиновники едва ли не год не могли определиться с порядком уплаты НДС, головы должны болеть то у предпринимателей, то у муниципалитета?

И напоследок сногсшибательная новость. Недавно Комитет Государственной думы Российской Федерации по собственности приступил к разработке законопроекта с изменениями в законодательство в части освобождения покупателей имущества в рамках малой (льготной) приватизации от уплаты налога на добавленную стоимость. Думается, инициатива имеет все шансы на успех, поскольку поддержана самим Борисом Грызловым. В этом случае депутаты все тем же составом отменят закон, который сами же и принимали в прошлом году. Наверное, это станет прекрасной иллюстрацией к недоумению Дмитрия Медведева: почему мы все придумываем и придумываем законы, а легче от этого не становится…


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА