Новости

А путь и далек, и дорог

А путь и далек, и дорог

А путь и далек, и дорогСтарое поколение хорошо знает, что такое буржуазная автомагистраль за деньги, по фильму “Крестный отец”. Именно возле дорожной кабинки для сбора податей наемные убийцы расстреляли старшего сына дона Корлеоне. Очевидно, напуганные этой сценой, а может быть, и проникнутые заботой о народе, российские парламентарии два года назад приняли после зубодробительных словопрений Закон “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ”.

Кроме распределения полномочий, классификации трасс и тому подобного туда вписали такую сердобольную штуку: “использование автомобильных дорог на платной основе возможно только в случае нового строительства или реконструкции существующих дорог, а в границах населенных пунктов допускается только новое строительство платных автомобильных дорог”. Иными словами, если где-то надумали брать рубли за проезд — извольте предоставить водителю выбор: рядом должна быть альтернативная бесплатная дорога. При этом не совсем понятно, вокруг какого, собственно, предмета разгорались страсти — в нашей стране нет ни одного километра общеупотребительной платной магистрали. Ближайший звериный оскал дорожного капитализма, как это ни странно, просматривается в Белоруссии: там функционирует 590-километровый участок трассы Брест — Красноле, за проезд по которому нужно заплатить четыре с половиной евро.

Но дурной пример заразителен. И в Министерстве экономического развития России придумали “более гибкий”, как выражаются чиновники, вариант окупаемости строительства автомобильных дорог. Гибкость состоит вот в чем: отменить существующий закон альтернативы платным магистралям.

Заместитель главы ведомства Андрей Клепач, по его словам, намерен внести в правительство и затем в Госдуму законопроект следующего содержания: просто драть с шоферов деньги за следование по трассе, а если денег нет — пусть идут пешком. Тоже, между прочим, альтернатива.

— Мы предлагаем, чтобы механизм платности автодорог был более гибким и не требовал наличия альтернативных бесплатных автодорог, таким образом, можно будет ввести большую часть магистральных трасс как платные. Я считаю, что это нововведение граждане России встретят с пониманием. Думаю, что социального взрыва не произойдет, если цена проезда по такой дороге будет небольшой: люди будут ездить так же, как ездят в Германии, Китае и других странах, — изложил свои мысли чиновник.

Откуда Клепач взял, что очередной государственный побор будет встречен с пониманием, не совсем ясно. Крупных опросов общественного мнения на эту тему не проводилось, однако есть большие сомнения, что в сложный финансовый период, переживаемый Россией, семьи без проблем найдут в бюджете новую статью расходов на платные трассы. Достаточно вспомнить, как в 2007—2008 годах пикетами и митингами реагировали российские автомобилисты на каждый скачок бензиновых цен. А совсем недавняя дискуссия вокруг предполагаемого двукратного роста транспортного налога? В итоге создается впечатление, хорошо сформулированное одним из классиков советской детективной литературы: “если бы кто-то попробовал изъять вашу зарплату в котельной, вы бы ему глаза вырвали”. Вот такое понимание.

Глава Красноярского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Медведев, комментируя нашей газете идею Минэкономразвития, был категоричен: “К платным дорогам отношусь отрицательно. Потому что и без них налоги, собираемые с автомобилистов, используются неэффективно. Огромные деньги тонут в грязи и лужах; недавний пример — затор у Нижнего Ингаша. Второе, наша зарплата совершенно не соответствует зарплате в тех странах, где успешно действуют платные дороги. Так, у меня по профсоюзу средний заработок — 10 900 рублей. И мы будем еще обирать водителя на разорительно длинных сибирских расстояниях? При этом у нас еще и самый дорогой бензин. Мне кажется, вопрос ясен”.

Самое интересное, что красноярские пользователи автотрасс не одиноки в своей позиции. Даже некоторые депутаты партии власти успели в эфирной дискуссии в Москве выразить глубочайшее негодование по поводу вредоносных идей экономического ведомства. Так, представитель самой большой фракции в Государственной думе Сергей Неверов заявил, что “платные дороги в России — это сегодня неактуально”.

— Платные дороги — это когда существуют высокоскоростные магистральные участки, которые позволяют проехать тот или иной населенный пункт, не совершив каких-то аварий, каких-то других вещей. Мы сегодня создали Росавтодор, который начнет функционировать только к 2015-му году. Это постепенный переход. И в перспективе такое будет возможно. Но сегодня этого не должно быть. Мы говорим о том, что к 15-му году Росавтодор заберет 18 тысяч километров дорог на обслуживание, и только тогда мы начнем с Росавтодором говорить, какая часть из этих дорог будет эксплуатироваться за деньги, где будут платить, где есть возможность альтернативно проехать, — подчеркнул Сергей Неверов.

Кстати, по задумке Минтранса, каждый восьмой километр федеральных трасс в России может стать платным. Такса составит не менее полутора рублей за километр. Это принесет корпорации “Росавтодор” в ближайшие тридцать лет ни много ни мало — свыше 12 триллионов рублей по нынешнему курсу. Теперь понятно, почему в краевом профсоюзе дорожников так категорически настроены против вероятного нововведения: например, едучи в собственном автомобиле к бабушке в Енисейск, кроме платы за бензин (который бог весть сколько еще будет стоить) придется добавлять пятьсот рублей. За отличное качество полотна и безаварийность. До Новосибирска проезд перевалит за тысячу. А если паутина платных магистралей покроет вообще всю Россию, многим любителям путешествовать в личной машине предстоит, наверное, продавать квартиру: цены на топливо, милицейские и криминальные поборы и теперь еще платные дороги вывернут карманы рядового обывателя наизнанку.

Впрочем, недавно в краевом правительстве заявили, что у нас в регионе платных дорог не будет. Не та окупаемость — по сравнению с насыщенными трассами европейской части России сибирские магистрали сравнительно пустынны. В таком случае бояться приходится только одного: если вирус нового побора уже поразил умы чиновников, он, подобно разносчикам гриппа, может мутироваться, приспосабливаться и в конце концов неожиданно вылезет на свет божий в виде “платного моста” или “объезда”, которые, мол, надо срочно ремонтировать, а денег нет, и поэтому — будьте добры расстегнуть кошелек.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА