Новости

Он никогда не сдавался

Он никогда не сдавался
Он никогда не сдавался Всегда веселый старичок, опирающийся при ходьбе на тросточку, — таким я помню моего прадеда. Он был бескорыстным и настолько добрым, что его обожали все, особенно маленькие дети и домашние животные. И хотя, когда его не стало, я была совсем ребенком, в моей памяти дед Митя останется на всю жизнь.

Во время Великой Отечественной войны дедушка служил матросом на знаменитом эсминце “Бодрый”. Однажды корабль атаковали фашистские самолеты, от мощного взрыва деда отбросило в трюм. Но, истекающий кровью, раненый многочисленными осколками, он сумел доползти до орудия и нанести удар по вражескому самолету, подбив его. За этот подвиг деда Митю наградили орденом Красной Звезды, но он навсегда остался инвалидом — потерял один глаз, также у него не сгибалось колено, было повреждено сухожилие на руке, на лбу осталась ямка — вмятина от осколка. Тогда ему было всего 20 лет.

Весь израненный, мой дед попал в госпиталь. В палате лежали такие же тяжелораненые бойцы — летчик и пехотинец. Они охали и стонали, ведь на самом деле им всем было очень плохо. Но дед не стал просто так лежать и мучиться, ведь у него был боевой дух. Как только врачи разрешили ему вставать, стал учиться ходить заново, делая шаги по коридору. Перебитая нога очень болела, и сначала он смог сделать только два шага — и рухнул обратно на кровать, заплакав от собственного бессилия! Но на следующий день он снова встал и, превозмогая боль, сделал шаг, потом второй, третий… Каждый день дед делал на один шаг больше, и постепенно к нему вернулись силы. Через несколько недель он уже доходил до конца коридора. Глядя на это, соседи по палате — пехотинец и летчик — тоже стали потихоньку пытаться двигаться. Госпиталь размещался в школе, и рядом с ней находился стадион. Освоив больничный коридор, дед Митя вышел и стал делать круги по стадиону. Чтобы тренировать раненую ногу, дед стал учиться ходить без костылей, с палочкой — сначала один круг, потом два — насколько хватало сил, ведь нога еще очень болела. Летчик и пехотинец потянулись за ним. Другие больные посмеивались над физкультурой раненых, но дед и его товарищи быстро шли на поправку. То ли из-за его упорства, то ли из-за чудодейственного придуманного им такого способа раны затягивались лучше. Даже доктора стали использовать метод “лечебной ходьбы” деда для других пациентов.

После выписки из госпиталя на фронт деда не отправили, шел 1943 год, и он вернулся в родную деревню в Воронежской области, где его встретила мать. Две родные сестры тоже служили на фронте. Наверное, Митя тогда думал, что его подвиги кончались, ведь он стал инвалидом и воевать ему никогда не придется. Но так случилось, что на его долю выпало много испытаний. В соседнем с ним доме жила девушка Римма, молодая учительница с черными косами. Деду соседка приглянулась, но он стеснялся подружиться с ней, потому что не верил, что кто-то полюбит калеку. Один раз, набравшись храбрости, он попросил соседку его подстричь, парикмахерской в деревне не было. Римма согласилась и сделала деду очень “красивую” стрижку — кривой лесенкой. Вскоре они поженились, и дед тоже захотел работать в школе. Хотя он окончил училище и много чего умел, с русским языком не ладилось. Бабушка стала подтягивать его — каждый вечер дед Митя учил правила, писал сочинения и диктанты, пока не стал знать русский лучше, чем бабушка — учительница русского и литературы.

…Однажды бабушка неожиданно заболела — сказалась тяжелая юность, она была партизанской связной, раскидывала листовки в оккупированном городе, терпела голод и холод, и ее здоровье тогда подорвалось. Во время лечения врачи случайно ввели ей не то лекарство, и она почти перестала ходить, состояние было крайне тяжелое. Дед Митя решил во что бы то ни стало спасти жену и перевез ее в теплый климат, на Кубань, где она прожила еще пятьдесят лет, хотя так и осталась инвалидом. Дед очень любил ее и ухаживал за ней все годы, сам делал всю работу по дому. После смерти бабушки дед тоже слег, ему даже сделали операцию. И только оправившись, он точно так же, как в военные годы, встал и начал учиться ходить, делая один шаг, потом два… Этим мужеством и несгибаемым духом он вновь удивил всех близких — у него были дети, внуки и правнуки, ведь тогда ему было уже более 80 лет. Деда Митя умер три года назад, но я очень горжусь тем, что я его правнучка. Для меня этот человек — самый настоящий герой.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА