Новости

Консервация в помощь

Консервация в помощь

Консервация в помощьПо первоначальному проекту жители краевого центра должны путешествовать подземкой с 2005 года. Но, увы, эти планы так и не сбылись. Строители говорят: в неблагоприятный период начало возводиться Красноярское метро — сплошные перестройки, дефолты и экономические кризисы. Когда Россия прилагает все усилия, чтобы просто выжить, согласитесь, тут уже не до подземных электричек.

Почти 15 лет прошло с начала строительства красноярской подземки, а света в конце тоннеля так и не видно. На сегодня сделано четыре ствола будущих станций метро — “Копылова”, “Высотная”, “Вокзальная” и “Площадь Революции”, пройдено 2 260 метров правого и 560 метров левого перегонных тоннелей. Метростроители утверждают, что осталось каких-то 500 метров, чтобы хотя бы одним тоннелем соединить две станции — “Копылова” и “Высотную”. Расстояние невеликое, но в условиях нынешнего скудного финансирования практически непреодолимое.

Как это ни парадоксально, год начала кризиса — 2008 стал самым урожайным для красноярских метростроителей: из федерального и краевого бюджетов на строительство подземки выделили 600 миллионов рублей. В 2009 году поступления снизились в шесть раз — до 100 миллионов. Как говорят тоннельщики, этих денег хватает в основном на поддержание существующих стволов и выработок в рабочем состоянии.

— За девять месяцев этого года на обслуживающие процессы мы отдадим 35 миллионов рублей, — говорит директор муниципального казенного предприятия “Управление по строительству Красноярского метрополитена” Николай Болдин. — Откачиваем воду, проводим вентиляцию, следим за деформацией. На четырех стволах работает одна бригада — 10 человек, которая спускается в выработки.

По Закону о недрах, если строительство подземных сооружений прекращено, необходимо провести консервацию горных или недрных выработок — мокрым или сухим способом. По словам Николая Болдина, консервация — дело хоть и затратное (ведь приходится делать проект, разрабатывать техусловия, производить работу), однако же в сегодняшней ситуации необходимое. Законсервировать, а потом произвести расконсервацию (в случае финансовых поступлений) все же дешевле, чем содержать станцию.

— Мы живем надеждой на то, что деньги появятся и мы будем работать, — говорит Николай Болдин. — И в те месяцы, когда не ведется строительство метро, поддерживаем выработки в хорошем состоянии.

Сейчас работа, хоть и медленно, но все же ведется на трех основных станциях Красноярского метро — “Копылова”, “Высотной” и “Вокзальной”. В 1998 году их выделили в пусковой комплекс, 5,17 километра в двухпутном выражении должны были сданы в первую очередь. Как говорит руководитель департамента градостроительства администрации Красноярска Игорь Иванов, сделано это было, чтобы город поскорее получил метро. Четвертая станция (ствол © 5), на площади Революции, оказалась в простое. Работы здесь не ведутся уже с 2001 года.

— С 2007 года мы начали говорить о консервации пятого ствола, — рассказывает Игорь Иванов. — Потому что тратили на обслуживающие процессы большие средства — порядка 600 тысяч рублей в месяц. В год потери на эту станцию составляли 12 миллионов рублей. Кроме того, мы опасались, что простой работ приведет к деформациям внизу в выработках. Чтобы обезопасить центральную часть города, а также сэкономить бюджетные средства, было принято решение законсервировать ствол © 5.

— Консервация может быть двух видов — мокрая и сухая, — рассказывает Николай Болдин. — Мокрая предполагает полное затопление всех горных выработок. Перед этим вынимается все оборудование, выработки крепятся и топятся. Сверху ставится перемычка. Сухая предполагает сохранность оборудования. Выработки засыпаются песком.

На станции “Площадь Революции” произойдет как раз сухая консервация. По словам специалистов, ствол © 5 пройден в размокаемых грунтах, поэтому были опасения, что при затоплении возникнет угроза разрушения ствола. Консервация песком более прочная и безопасная.

Консервация ствола
© 5 Красноярского метро уже началась. Чтобы полностью засыпать выработки, потребуется 3 300 кубометров песка (это примерно 500 грузовиков) и ударная работа метростроевцев. На этот раз не на возведении, а на демонтаже оборудования и сооружений. Завершить консервацию планируется до 31 декабря. К Новому году на площади Революции не останется ни забора, ни башни. Устье ствола забетонируют и ровную площадку сдадут под благоустройство, будут посажены деревья, разбиты клумбы. Но, как говорят метростроевцы, законсервировав ствол, они не покидают площадь. Специалисты будут следить за состоянием земной поверхности в месте захороненного ствола.

На консервацию красноярские метростроевцы идут без желания, но у них не возникает вопроса, копать или не копать. Специалисты уверены, что подземка в краевом центре будет.

— Надеемся, что даже в кризисное время у Федерации найдутся средства, чтобы строить метрополитен, — говорит Игорь Иванов. — Например, в Лос-Анджелесе метрополитен строили 40 лет, в Баку в 1956 году законсервировали шесть станций, а в 1964 году вернулись к ним и достроили за два года. В Челябинске сейчас произведена мокрая консервация двух стволов. Если будет финансирование, метрополитен в Красноярске можно достроить за четыре года. Это пять станций, 8,22 километра в двухпутном выражении.

Деньги, которые ежегодно тратятся на обслуживающие процессы станции на пл. Революции, можно перебросить на строительство других участков. По примерным подсчетам, их хватит, чтобы пройти еще около 100 метров горной выработки будущей подземки.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА