Проспект культуры
В Красноярском театре оперы и балета прошла премьера спектакля «Катарсис Данте»
Постановщиком выступил Никита Дмитриевский.
Горожане познакомились с новой танцевальной постановкой на музыку современных композиторов «Катарсис Данте». Она покорила зрителей своей самобытностью. Это первый за продолжительное время спектакль в стиле модерн и дебют хореографа, режиссёра театра и кино Никиты Дмитриевского в качестве хореографа-постановщика балета на красноярской сцене.
Кроме того, Дмитриевский — режиссёр, сценограф и художник по свету в данной постановке. Он же работал над подбором фрагментов, из которых состоит музыкальный ряд спектакля.
По задумке автора идеи, Данте снится сон, где он видит себя в разных воплощениях и мирах.
— Зрителям представлен внутренний мир Данте, состоящий из девяти частей, каждой из которых присущи свои страхи, персонажи должны переломить их в себе, — поделился Дмитриевский. — Это путешествие героев по их глубинному кругу. Здесь как раз есть аллегория с «Божественной комедией», где у всех — свой круг, и нужно преодолеть собственные слабости, чтобы вырваться из него. Персонажи спектакля — узнаваемые исторические личности, но, по сути, все они олицетворяют одну персону и её внутренний мир. Скажем, Данте сравнивал себя с Сизифом, когда писал стихи возлюбленной Беатриче, а она его не слышала. Или с Кассандрой в своей политической деятельности, когда он, предвидя будущее, не мог убедить людей прислушаться к себе. Или с Диогеном, который ищет в толпе человека и не может найти. Эти и другие фигуры — отражение разных сторон мира одного и того же человека.
Хореография спектакля, как считает Дмитриевский, непривычна для российской сцены, так как в большинстве театров балета основную часть репертуара занимают классические постановки. Модерн — уникальное направление, со своей философией, видением танца.
— Если тело артиста обучено и по-настоящему говорящее, оно будет идеально в любых направлениях. Всё-таки, как бы ни было прекрасно «Лебединое озеро», одним им балетная сцена не ограничивается. Если у хореографа есть музыкальность и ощущение гармонии, он способен ставить на любом языке, но необходимо знать движения не понаслышке, чтобы строить из них хореографию, — добавил режиссёр-постановщик.
Красноярская труппа восприняла новый материал с большим интересом.
— В театре есть и совершенно феноменальные танцовщики, их надо ценить и предлагать им различные формы самореализации в разных жанрах, они способны затмить любого европейца, говорю об этом с полной ответственностью. Артисты схватывают с полуслова, с полувзгляда, интуитивно чувствуют то, что им предлагается, — считает Дмитриевский.
Большое значение играет световое оформление, которое создаёт совершенно особенную атмосферу в зале и на сцене. Правильно подобранная сценография позволяет удерживать внимание зрителей на конкретных танцорах и деталях, не замечая ничего другого на сцене. И тем самым — одурачить красноярцев.
— Свет — моё хобби: люблю работать с ним, сам изготавливаю световые приборы, практически все свои спектакли оформляю самостоятельно, — рассказал хореограф. — В «Катарсисе Данте» элементы сценографии в цехах создавались по моим предложениям, и музыку я подбирал сам — это микс из сочинений 15 современных композиторов.
Как рассказали в театре, первые показы собрали переаншлаг — все билеты были раскуплены за несколько дней до премьеры. А сами зрители с восторгом делились впечатлениями о новом балете. «Невероятно красивая постановка — целостная, гармоничная. Великолепная, разнообразная музыка очень понравилась! Костюмы, образы завораживают, идеально попадают в тему постановки, например, если «гадкий утёнок» — так он и был таков. Очень понравился этот образ и исполнение. Игра света, тени, цвета дополняла это восхитительное действо! Хочу от всего сердца, от всей души поблагодарить всю постановочную команду, каждого артиста и всех причастных. Вы безупречно воплотили это чудо в жизнь и подарили его нам», — отметила Оксана Маслова.
— Честно говоря, сложно чётко описать происходящее. Зрелище одновременно и притягивает, и отталкивает. С одной стороны, это мешанина из непонятного, с другой — острая смесь танцевального, музыкального и светового контента, — поделился Александр. — Я часто смотрел не на танцоров, а как поставлен свет, куда он направлен, какие световые клетки, полосы, пятна, вспышки, линии используются, как происходит смешение цветных лучей. Мне показалось, что именно свет в «Катарсисе» был одним из главных персонажей.
Деталь
Катарсис — процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания при восприятии произведений искусства.
Фото: Евгений Корюкин.