Новости

Где мой очаг?

Где мой очаг?

Где мой очаг?По календарю памятных дат сегодня — День прав ребенка. Помимо того, ровно 20 лет назад в этот день была принята конвенция о правах ребенка, к которой присоединилась и наша страна. Эти даты планируют отмечать во многих странах мира. Цель — привлечь внимание к проблемам подрастающего поколения.

В 1959 году был принят первый международный акт, касающийся вопросов детства, — Декларация прав ребенка. Документ провозгласил: “Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”.

— Главное право детей — жить и воспитываться в семье, — считает Альбина Комович, уполномоченная по правам ребенка в Красноярском крае. — Они должны расти в атмосфере любви, счастья и взаимопонимания. Практика показывает: если ребенок воспитывается не в семье, нередко его судьба складывается трагично.

На сегодняшний день в нашем регионе около 18,5 тысячи детей остались без попечения родителей. Из них около 80 процентов проживают в приемных или опекунских семьях, остальные — в детских домах. Ответственность за будущее этих ребят возлагается на государство. По закону именно оно должно вырастить, дать образование, обеспечить собственным углом. И самое важное — научить самостоятельно жить в этом мире.

…Следующим летом Алексей (имя изменено. — Ред.) окончит одиннадцатый класс. К этому времени ему уже исполнится 20 лет. Так сложились обстоятельства, что учебу он начал позднее своих сверстников. Собственного жилья у парня нет, а по закону находиться после окончания школы в детском доме не может. Он состоит в очереди на получение жилплощади. На практике сложилось так, что сразу после выхода в большую жизнь ребята жилье не получают. Приходится ждать. Временным выходом может стать поступление в высшее или среднее учебное заведение, где выпускнику интерната предложат общежитие.

— К сожалению, зачастую выбор профессии воспитанников детских домов напрямую зависит от того, есть ли в учебном заведении общежитие, — говорит Альбина Комович. — Это нарушение прав ребенка на образование.

Чаще всего ребята выбирают профессии парикмахера, повара— кондитера, сварщика. “Конечно, ограниченное количество училищ, которые имеют общежития, проблема для наших выпускников, — отмечает Ольга Будник, заместитель директора по социально-педагогическим вопросам детского дома © 3. — Но мы не можем отправить ребенка на обучение туда, где нет условий для его проживания. До 18 лет дети не должны жить самостоятельно, им нужен контроль и поддержка взрослых. Не всегда желание ребенка совпадает с тем набором специальностей, которые предлагают учебные заведения”.

— Тем не менее мы делаем все возможное, чтобы таланты детей не пропали, — говорит Нина Сурикова, директор детского дома © 3. — Если ребенок одарен, стараемся найти варианты, чтобы он смог продолжить образование по интересам. Так, в этом году у нас была выпускница, которая замечательно пела. Она окончила музыкальную школу, мы нашли вариант, по которому она смогла бы поступить в училище искусств. Договорились с руководством этого учреждения. Но в итоге девочка отказалась. Не захотела поступать одна. Дети, выросшие в детском доме, привыкают к групповому проживанию. И на выбор профессии влияет то, пойдут ли вместе с ними друзья-одноклассники. Конечно, есть и целеустремленные ребята, которые после среднего образования получают высшее, но их меньшинство.

В прошлом году две выпускницы детского дома © 3 выбрали свой путь: одна девочка поступила в аграрный университет, вторая — в педагогический колледж.

— В высших и средних учебных заведениях наши дети находятся на полном государственном обеспечении, — объясняет Ольга Будник. — вместе с ребенком мы передаем полный пакет документов, училище или вуз перенимают нашу эстафету, теперь они заботятся о ребятах. В том числе отслеживают движение очереди на получение жилья.

На очередь ставят всех тех, кто не имеет закрепленной жилплощади. По закону государство должно обеспечить сирот жильем до достижения ими 23 лет. Потом очередь аннулируется. По данным уполномоченного по правам ребенка, сегодня в нашем крае 6,7 тысячи ребят не имеют закрепленного жилья. К сожалению, очередь двигается медленно. Далеко не все получают площади сразу после окончания обучения. Правда, в следующем году краевые власти обещают выделить из бюджета на эти цели 100 миллионов рублей — в пять раз больше, чем в текущем. Возможно, это позволит сократить очередь.

— Когда ребенок заканчивает обучение, а его очередь на жилье еще не подошла, социальная служба учреждения решает вопрос, куда он отправится жить, — говорит Нина Васильевна. — Могу сказать, что все наши выпускники определены. Кто-то получил квартиру, кто-то место в общежитии или комнату гостиничного типа. Так или иначе, жилищный вопрос решается, может быть, не так быстро, как хотелось бы.

При этом специалисты отмечают: хорошо бы внести определенность в закон, ведь дети получают разное по качеству жилье. Возникают обиды. Кому-то везет — ему дают комфортную квартиру, а кто-то обходится местом в общежитии. Чувство несправедливости возникает и у тех, кто имеет закрепленное жилье. Нередко после окончания обучения ребятам приходится возвращаться в гостинки к опустившимся родителям. Встать на очередь они не имеют права — у них есть собственный угол.

Выходя в большую жизнь, помимо жилищных проблем ребята испытывают бытовые и психологические трудности.

— В детском доме ребенок — объект, за него все сделали, решили, накормили и спать уложили, — объясняет Нина Сурикова. — После окончания обучения он становится субъектом, все жизненные вопросы ему приходится решать самостоятельно. И здесь возникают проблемы. Например: теоретически он знает, что надо платить за квартиру, но не имеет понятия, как заполнить квитанции и куда идти. Особые сложности вызывает планирование бюджета. Он не умеет распределять средства, первое время ему кажется, что у него всегда все будет, как в детском доме. Деньги тратит мгновенно.

Накладывает отпечаток групповой способ жизни. Многие ребята продолжают жить вместе — собираются в одной квартире, жилье остальных сдают. Нередко возникают проблемы с созданием семьи. Сказываются разные взгляды и стандарты. Так, приехать в гости на несколько дней — обычная ситуация для бывших воспитанников, а те, кто не был в детском доме, устают от постоянного общения. “Мы стараемся заранее рассказать ребятам, как вести себя в сложных ситуациях. Создана специальная программа “Жизневедение”, где им объясняют, как решать бытовые вопросы”, — говорит директор детского дома.

— Любая смена коллектива вызывает у наших детей чувство страха, — отмечает Ольга Ивановна. — Очень сильно переживают, когда попадают в новую обстановку. Когда начинаешь собеседование по профориентации, первая реакция воспитанников — страшно уходить, лучше бы нас оставили на второй год. Понятно, в детском доме все привычное, родное, а за его стенами — неизвестность.

Для ребенка из обычной семьи выход из школы, поступление в другое учебное заведение — стресс. А для выпускника интерната — стресс вдвойне, ведь приходится менять и место жительства. “Наши психологи в прошлом году написали рекомендации для сотрудников училищ, как работать с каждым конкретным ребенком, — рассказывает Ольга Будник. — Это помогло в установлении контактов. Кроме того, в детском доме проводим занятия по снятию тревожности”.

После окончания обучения училища и вузы предлагают трудоустройство всем ребятам, оставшимся без попечения родителей. Но вот остаются на этих рабочих местах не все.

“Впервые вставшим на учет в службу занятости детмя, оставшимся без попечения родителей, положено повышенное пособие по безработице — 15—16 тысяч рублей, — говорит Альбина Комович. — Получая такое большое пособие, многие отказываются от тех рабочих мест, которые им предлагают, поскольку обещанная зарплата зачастую ниже. Это неправильная ситуация”. Эксперты считают: пособие лучше сократить, а сэкономленными средствами стимулировать работодателей принимать молодых людей без опыта.

— После того как ребенок выходит из государственного учреждения, он очень нуждается в поддержке взрослых, — объясняет Альбина Дмитриевна. — А ее нет. В самостоятельной жизни ребята часто допускают ошибки, которые иногда приводят их в места лишения свободы. Поэтому необходимо менять сложившуюся систему в части профилактики детского неблагополучия.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА