Новости

“Веру необходимо чувствовать...”

“Веру необходимо чувствовать...”

“Веру необходимо чувствовать...”Он не был рожден на красноярской земле, но его имя тесно связано с историей нашего региона. Архиепископ Антоний, по сути, является воссоздателем Красноярской епархии. Подумать только: к моменту празднования тысячелетия Крещения Руси в нашем крае не насчитывалось и полутора десятков действующих церквей. За годы службы владыки их количество в регионе выросло в 30 раз. Храмы есть в каждом городе, во всех крупных селах и поселках. Даже в Хатанге, на вечной мерзлоте. Размышлениями о духовной жизни нашего края, современной роли церкви и собственном призвании делится архиепископ Красноярский
и Енисейский Антоний.

— В разные времена отношение к церкви общества и государства складывалось по-разному. Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию?

В целом отношение к церкви общества и государства в настоящее время можно назвать благоприятным, в том смысле что не оказывается никакого давления. А это, на мой взгляд, главный стимул к созданию нормальной атмосферы взаимодействия, которая в свою очередь может послужить только на благо общества и государства в целом.

— Как Вы оцениваете роль личности в церкви? Что, на Ваш взгляд, изменилось с приходом нового главы РПЦ?

— Каждой эпохе — свои корифеи. Святейший Патриарх Кирилл проявил себя в Украине как светлый луч надежды на восстановление наших братских отношений. И я уверен, что это только первая ласточка целого каскада его неутомимой и успешной миролюбивой деятельности в Европе, а в будущем — и во всем мире, утратившем уверенность в завтрашнем дне из-за бессилия политических деятелей решать проблемы с должной заботой о будущем человечества.

— Как оцениваете собственную роль для Красноярской епархии? Какие собственные победы в духовном труде выделили бы?

Не выделял бы здесь своих личных заслуг: просто я чувствую народ. Люблю общаться с людьми, независимо от их социального статуса, и тем самым обогащать себя. Надеюсь, и их обогащаю — своей верой и простой проповедью. А что из этого получается — судить не мне, а им.

— В 18 лет Вы поступили в духовную семинарию. Принимая монашеский постриг, понимали ли, что это есть Ваш собственный путь?

— Мое служение — это мой путь к Богу. Он меня искал, как ищет и каждого для вечного спасения, я откликнулся. И, ведомый Им, стал тем, чем есть, и буду до встречи с Ним в ином мире: душа любого человека — вечна!

— Без малого 20 лет Вы управляете нашей епархией. Как изменилось отношение красноярцев к вере?

— Отношение к вере изменилось в обществе коренным образом, и, надо отметить, в лучшую сторону. Конечно, если не считать засылаемых к нам нетрадиционных иноверцев — “пастырей”. Они приходят, чтобы Русь “учить”, полагая, что постатеистическое брожение умов россиян в вопросах веры даст им огромное поле деятельности. Но это ошибка! Сейчас они у нас более учатся вере, чем мы у них, поскольку западные “примочки” к пониманию этого вопроса никак не приемлемы там, где не утрачен дух чистоты веры, что, к счастью, сохранено в православии.

— Что Вы считаете самым большим пороком современного общества?

— То, что наши СМИ не уделяют должного внимания духовно-нравственному просвещению общества и подают зачастую лишь то, что губительно для нашего подрастающего поколения. Посмотрите телевизор, послушайте радио, и вы сразу же убедитесь в этом: непрофессионализм, безвкусица и прочий волюнтаризм, направленный на низведение малоопытных в бездну безнравственности и хаоса… В перспективе это не может предвещать ничего хорошего.

— Но СМИ по большому счету лишь отражают происходящее в обществе, так сказать, идя в ногу со временем. К сожалению, в современном мире находится место бездуховности. А должна ли церковь быть современной, в полной мере принимать плоды прогресса — телевидение, Интернет, сотовую связь?

— Плоды прогресса всегда имели место, поскольку потенциал каждого человека — творческий и в сочетании с глубокой верой может дать положительные результаты.

Церковь никогда не выступала и не выступает против проявления творческого потенциала личности во всех сферах — через телевидение, Интернет или сотовую связь. В прежние века и паровоз, и телеграф, и прочие новации отнюдь не считались вредоносными явлениями. Однако область Церкви Христовой — духовно-нравственные ценности, играющие ключевую роль в том, чтобы и личность, и общество, используя все плоды цивилизованной жизни, не забывали своего предназначения быть гражданами и Земли, и Неба.

— Что есть вера? Насколько важна в этом вопросе традиционность, обрядовость? Что первично — то, что у тебя в душе, или то, что видят другие, — походы в храм, молитвы, соблюдение постов?

— Традиционность, обрядовость, “походы” в храм, “блины” и прочее — все это не есть вера в ее глубинном измерении. Веру необходимо чувствовать в вечной душе, данной Богом через Адама всем нам. Чувствовать движение совести, исправляя себя лекарством исповеди в храме, обновляя себя молитвой, — вот что значит вера, необходимая нам для благополучия в этом временном мире и наследования благ вечных.

Святые говорят: “Вне церкви нет спасения”. Почему? Да потому, что без действия благодати Божией человек становится игрушкой в руках демонических сил, некогда низверженных с Неба, и пытающихся низвергнуть в бездну ада все человечество.

Мы в отличие от неразумных иных существ имеем и бессмертие, и разум, способный самоопределиться — быть с Богом или с дьяволом, — как за период короткой нашей жизни на земле, так и в последующей затем Вечности.

Человеку, оставляющему своего Творца, свойственно то, что калечит его душу. Это гордыня, зависть, блуд, насилие, грабежи, самоубийства, войны — словом, все то, что противно Богу, и о чем сегодня ежедневно узнаем мы из наших и зарубежных СМИ. Что это, как не очевиднейшее свидетельство надвигающейся на общество деградации?.. И все-таки фатальной неизбежности гибели нашей планеты еще нет, ибо есть время опомниться, прозреть и тем спастись. Будем оптимистами: Бог милостив, люди постепенно духовно прозревают, и подлинно культурные ценности к нам возвращаются, но очень медленно.

— Как Вы оцениваете меру “внедрения” церкви в различные сферы общества — уроки основы православия в школах, должности полковых священников?

— Все это делается, но очень и очень медленно. Препятствуют зацикленные на атеистических взглядах занимающие высокие посты деятели, не удосуживающие себя рассуждать, куда мы идем и что будет дальше. Лишь бы работа была, хорошо платили, думают они, а то, что население страны снижается, болезни одолевают, криминал довлеет, их как бы и не касается.

Сейчас, к примеру, в некоторых больницах проходят “рейды”: часовни, церковные уголки буквально выбрасываются за якобы “нецелевое использование”. Во всем мире это принято, у нас же стало считаться препятствием. Наличие этих душеспасительных оазисов при больницах невеждами порой именуется “местом торговли иконками”, хотя никто ими не торгует, они предлагаются и бесплатно.

Что касается полковых священников, там, где введены эти должности, царит мир, порядок, взаимоуважение.

— Каких православных авторов Вы любите и что бы посоветовали почитать верующим людям?

— Тем, кто приходит к вере, советовал бы ознакомиться с прекрасным детским изданием “Моя первая Священная Книга” Воздвиженского. Конечно, рекомендовал бы читать Евангелие — хотя бы одну главу в день. А главное — советую ходить в храм православный и не увлекаться так называемыми религиозными течениями, не просвещающими, а затуманивающими сознание.

Хотелось бы поздравить всех красноярцев с 75-летием нашего края! Желаю и благословляю нас строить и утверждать жизнь не только в экономическом, но и в духовно-нравственном ее совершенствовании. Тогда, уверяю вас, страниц грустных в личной и общественной жизни будет меньше, а оптимистических — больше. Будьте все Богом хранимы и тем счастливы — во веки вечные.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА