Городской совет
Превратить проблему в задачу, которую можно решить
Наталия Фирюлина рассказала о работе Красноярского городского Совета.
Нынешний созыв городского Совета избирался в 2018 году. Впереди была Универсиада, которая казалась серьёзным испытанием для всех представителей власти. Но тогда никто себе и представить не мог, с какими ещё глобальными проблемами столкнётся в предстоящую пятилетку весь мир. Пандемия, начало СВО, беспрецедентные санкции…
Как городской парламент встретил эти эпохальные вызовы? Какие оперативные решения пришлось принимать депутатам? Что было сделано для того, чтобы Красноярск не только не потерял достигнутые позиции, но и продолжил своё развитие? Об этом мы говорим с председателем городского Совета Наталией Фирюлиной.
Без страха и паники
— Первый вопрос связан с главными потрясениями уходящей пятилетки. Ведь наверняка никто таких катаклизмов не ожидал?
— Абсолютно никто. После Универсиады-2019, которая прошла великолепно, мы были на взлёте. Но в 2020-м на нас обрушилась пандемия. Тогда возникло ощущение, что мы на полном ходу резко остановились, не понимая, что будет дальше. При этом не было ни страха, ни паники. Мы просто собрались и начали работать в новых условиях.
— Стоит сказать, что во время пандемии именно горсовет задавал стандарт работы в условиях удалёнки. У вас были и прямые трансляции, и заседания по видеосвязи.
— Мы действительно оказались готовы к таким условиям, потому что буквально накануне приняли изменения, которые сделали наши «удалённые» заседания абсолютно легитимными. Хотя, честно говоря, большая часть депутатов в их работе участвовали очно. Хочу отметить собранность и профессионализм своих коллег. Фактически именно тогда горсовет превратился в своеобразный депутатский штаб по решению не только актуальных тактических вопросов, но и задач стратегического развития Красноярска.
В 2020-м ситуация требовала оперативных действий. И в дополнение ко всем указам губернатора появились городские меры поддержки бизнеса. Но и предприниматели пошли нам навстречу: они не сокращали людей, обеспечили все меры безопасности, что потребовало дополнительных затрат. Санитайзеры, лампы, маски… И всё же главное не в этом. Пандемия заставила нас проявить мобильность. Именно это позволило горсовету быстро среагировать на все новые вызовы.
Конечно, и объявление специальной военной операции стало оглушительным событием для всех. Однако мы понимаем: на кону стоит суверенитет страны.
— Мне кажется, что сегодня творится история и меняется не только наша страна, но и весь мир. С одной стороны, это даёт чувство сопричастности к чему-то важному, а с другой — мы часто испытываем тревогу. Есть такая известная фраза: не дай нам Бог жить в эпоху перемен…
— Да, без таких потрясений жить спокойнее. Но сколько можно было терпеть подступающий к нашим границам нацизм с НАТО за спиной? Безусловно, я переживаю за всё, что сегодня происходит в Донбассе. Я всей душой с теми, кто сейчас на фронте. Практически все наши депутаты сразу погрузились в эту тему, стали оказывать помощь участникам спецоперации, их семьям, волонтёрам.
Соглашусь, сейчас происходит слом эпох. Совсем недавно никто даже не помышлял о том, что военные действия напрямую затронут нынешнее поколение. Но это случилось. Мы поняли, что и сегодня возможны такие же подвиги, такой же уровень сплочения и настоящего патриотизма, как в годы Великой Отечественной войны. Я искренне верю, что Россия добьётся своих целей в спецоперации. Потому что за нами — правда!
По своей инициативе
— Какие бы потрясения ни происходили в мире и стране, муниципальные депутаты всё равно должны исполнять свои обязанности. Здесь, наверное, действует принцип «делай что должно, и будь что будет»?
— Да, город должен жить, двигаться вперёд. Я уже сказала, что наш горсовет в последние годы стал своего рода центром по развитию Красноярска, действуя в тесной связке с администрацией. Мы с начала пандемии ничего не останавливали: работали коммунальные и социальные службы, продолжилось строительство и благоустройство города, ремонтировались дороги и развивалась инфраструктура.
На самом деле это ключевой момент: во всех стрессовых ситуациях обязательно должны быть опорные государственные и муниципальные органы, которые сохраняют работоспособность, демонстрируя спокойствие и умение планомерно решать проблемы.
— А что лично для вас стало самым главным достижением в эту непростую пятилетку?
— Трудный вопрос, здесь о многом можно вспомнить… Наверное, прежде всего стоит сказать об устойчивом бюджете, который сейчас составляет почти 54,6 миллиарда рублей. При этом мы не только сохранили, но и усилили наши инициативные меры социальной поддержки.
— Вы имеете в виду работу социального такси, выплаты семьям, чьи дети не ходят в детский сад?
— Да, эти и ряд других инициатив, которые взял на себя город. Правда, в связи с поправками в федеральное законодательство мы могли лишиться этого инструмента. Право финансировать собственные программы социальной поддержки оставляли только муниципалитетам с устойчивым бюджетом, имеющим низкую долговую нагрузку. А у нас в этой части было не всё хорошо. И мы не успевали решить все проблемы к моменту вступления в силу новых требований.
Но как мы могли бросить наши инициативные социальные проекты? Ведь поддержку от города получают примерно 100 тысяч жителей. Разве можно заявить молодым родителям, что им больше не будут выделять выплаты на ребятишек, которые не ходят в муниципальные детские сады? Или отказать маломобильным гражданам в праве воспользоваться социальным такси?
Депутаты городского Совета обратились к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину и в Государственную думу с предложением отложить срок вступления в силу нового положения. В результате получили отсрочку до 1 января 2022 года. Это дало нам время, чтобы при активной поддержке краевых властей сократить муниципальный долг и сохранить все свои инициативные социальные полномочия. Более того, мы их расширили. Так, детям от восьми месяцев до трёх лет, воспитывающимся в неполных или малоимущих семьях, сейчас выделяют дополнительное молочное питание.
— Да, это нужная инициатива. И хорошо, что город может себе это позволить.
— А ещё хорошо, что люди не только получают поддержку, но ещё и реально участвуют в процессе бюджетирования. У нас каждый год выделяются средства на инициативные проекты горожан, которые касаются либо благоустройства, либо проведения мероприятий.
Кроме того, мы стали выделять гранты в размере 100 тысяч рублей на озеленение дворов. Пожалуйста, инициативно заявите, что вы на придомовой территории хотите посадить сирень, сделать альпийскую горку, живую изгородь, яблоневую аллею! Мы поддержим.
— Тема озеленения и благоустройства в принципе находит большой отклик у красноярцев.
— Сейчас да, а начиналось всё очень тяжело. По той же федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» просто невозможно было договориться. Мало кто из красноярцев верил, что вообще что-то будут делать во дворах. Но когда увидели реальный результат, всё изменилось. Степень доверия к программе очень высокая, а контроль жителей обеспечивает успешность этого проекта.
И растёт интерес к благоустройству не только во дворах. Люди пристально следят за тем, как ведутся работы в скверах, парках, на набережных. Город меняется, и требования его жителей тоже.
Революционные изменения
— Наверное, одной из самых насущных проблем этой пятилетки для Красноярска стала нехватка мест в школах и детских садах. И в то же время одним из самых ярких событий можно назвать открытие самой большой школы за Уралом… Такое вот противоречие.
— Решение проблем с дефицитом образовательных учреждений — это отдельная сложная тема. Можно, конечно, просто отчитаться, что и когда мы построили или отремонтировали. Но я бы хотела подойти к этому вопросу иначе.
Давайте начнём вот с чего: за прошедшие пять лет город радикально изменился. Мы живём в нём, поэтому многого просто не замечаем. А ведь у нас не только появились современные набережные и скверы. Атмосфера в Красноярске совсем иная, чем, например, лет десять назад. Почему? Да потому, что сегодня в вузах и техникумах Красноярска учится практически 150 тысяч человек. Вот недавно приезжал глава Томской думы, представитель признанного города студентов. Услышав, сколько у нас молодёжи учится, он чуть не упал со стула! К нам уже половина Иркутской области учиться приезжает. В итоге же поменялась сама энергетика Красноярска, ускорился темп жизни. К тому же Универсиада доказала, что мы многое умеем, можем сконцентрироваться и классно провести событие даже мирового уровня. Мы сами задали себе очень высокую планку. Но есть и обратная сторона омолаживания города: нашей ахиллесовой пятой стали детские сады и школы. В Красноярске, к счастью, рождается много малышей, а с образовательными учреждениями катастрофа. Поэтому пришлось искать решения. В случае с садиками мы подключили малый бизнес. Сначала появились группы по присмотру и уходу, а затем и лицензированные частные детские сады, которые оказывают в том числе и образовательную услугу.
— Но очевидно, что со школами так не получится.
— Да, в этом случае силами бизнеса проблему не решить. Здесь необходим государственный подход. Вы знаете, я всегда очень жду очередное послание президента. Уверена, когда впервые в его выступлении было сказано про выделение федеральных средств на строительство школ, депутаты Красноярского горсовета искренне радовались.
Но мало получить финансирование, надо ещё и найти место для возведения образовательных учреждений. Если в новых микрорайонах это возможно, то что делать с территориями в местах плотной городской застройки? Там в своё время были возведены школы, но некоторые из этих зданий уже находятся в ветхом состоянии. Снести их и поставить новые без потери численности учеников невозможно — поменялись все требования. Та же проблема и с реконструкцией.
— И каким, на ваш взгляд, может быть выход?
— Нам нужно менять региональные нормы градостроительного проектирования, и Градостроительный кодекс это позволяет. Тогда у нас появится шанс сохранить численность учеников даже после глобальной реконструкции или перестройки зданий.
Есть и ещё один вариант — модульные школы. Это действительно прорыв, и в определённых районах города такой подход себя оправдал. Кроме того, можно возводить и модульные спортзалы, и раздевалки возле катков.
— Раз уж мы подняли тему строительства, давайте обсудим важные документы, принятые нынешним созывом горсовета: Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Красноярска.
— Здесь стоит сказать, что в городе приняты довольно жёсткие регламенты и по коэффициентам плотности, и по обязательному наличию социальных объектов. Большие территории накрыты зонами комплексного развития, в которых должна быть и школа, и детские сады, и поликлиники. Задача депутатов — следить за этим, чтобы у нас не появлялись огромные микрорайоны без дорог и необходимой инфраструктуры.
Подчеркну: нынешний созыв горсовета уделил этому огромное внимание. В том числе принял ПЗЗ, которые в какой-то части Красноярска ограничивают этажность. А впереди следующий этап. В Градостроительном кодексе появилась новая позиция — архитектурно-градостроительный облик города. И согласно закону до 1 сентября этого года должны появиться нормативы, которые будут регламентировать развитие краевого центра.
Уверена, что при нынешнем уровне гражданского общества нам удастся принять правильное решение. И у нас появятся вполне внятные и жёсткие требования. Новому застройщику, который придёт на уже освоенную территорию, придётся учесть и этажность района, и его общий облик. Это очень важные решения. Мы их обязательно примем.
Дух времени и задачи депутатов
— Отдельная тема — как именно принимаются решения в горсовете. Ведь у каждого депутата своё представление о развитии города, о том, что в первую очередь нужно сделать. И каждая фракция имеет свои приоритеты. Как прийти к компромиссу?
— Согласна, у нас у всех есть своё мнение. Но здесь важен подход к выработке решений. Да, нужно обозначить проблему. Но затем необходимо превратить её в задачу, которую можно решить! Если люди останавливаются только на формулировании проблемы, то это просто популисты. А если они выходят на вариант решения задачи, то это уже ответственные граждане, которые готовы работать над развитием города.
— Но сам по себе городской Совет отнюдь не всемогущий орган. Есть задачи, которые депутаты решить в принципе не могут.
— И это тоже правда. Некоторые считают, что какие-то вопросы не решаются только потому, что никто ими не занимается. Но на самом деле далеко не всё так легко и просто. Наши возможности связаны и с бюджетными процессами, и с нормами закона, и с полномочиями.
Но, с другой стороны, активный, деятельный депутат, защищающий интересы своего округа, может добиться очень многого. Например, работа над бюджетом ведётся администрацией с учётом требований горсовета. Многие болевые точки (дороги, объекты, требующие ремонта) благодаря тесному взаимодействию депутатов с департаментом финансов войдут в итоговый документ. А те позиции, что внести в бюджет не удастся, отметят в протокольном решении. И обязательно профинансируют в ближайшую корректировку.
— Городской парламент объединяет очень разных людей. У каждого свой жизненный опыт, свои достижения. Как это отражается на вашей работе и на развитии всего Красноярска?
— Да, мы все разные. По возрасту, по опыту, по интересам. Можно сказать, что люди здесь подобраны случайным образом. Но каждый состав городского Совета соответствует времени, в котором он избран. Например, одним из ярких депутатов нынешнего созыва можно назвать Наталью Каптелинину, которую я знаю ещё с тех времён, когда она училась в университете. Наталья Олеговна последовательно идёт к своей цели: сделать Красноярск доступным для горожан с ограниченными возможностями здоровья. И, общаясь и с ней, и с её единомышленниками, я не перестаю удивляться их воле и настойчивости. Больших оптимистов, чем эти люди, передвигающиеся на инвалидных креслах, я не видела! Они ценят всё, что делается для повышения доступности городской среды, и сами активно участвуют в этих процессах: инспектируют скверы, новые дороги, съезды. Вот недавно подняли вопрос с остановками на острове Татышев, там бордюр мешает заехать на коляске в низкопольные автобусы. Будем разбираться и исправлять ситуацию.
Мы даже наш зал заседаний привели в порядок, чтобы обеспечить всем равные права. У нас есть пандус, доступ к трибуне. А ведь такие требования — это забота не только об инвалидах, но и о пожилых людях, мамах с колясками. Им тоже необходима доступная среда.
Юбилей — для жителей
— Важная тема, которую хотелось бы сегодня обсудить, это подготовка Красноярска к предстоящему 400-летию. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы гости, которые приедут на юбилей, удивились и порадовались? И чтобы красноярцам было хорошо?
— Для меня важнее вторая часть вопроса — что необходимо сделать для горожан в рамках юбилея. На мой взгляд, нужно добиться, чтобы наши жители чувствовали себя комфортно. Чтобы не было проблем со школой и детским садом, чтобы было красиво и уютно, а по городу ходил экологичный транспорт. Обычный красноярец должен проснуться в день 400-летия и сказать: «В каком же замечательном городе я живу!»
Что для этого нужно делать, мы понимаем. Меняем автобусы на электротранспорт, сажаем деревья и кустарники, приводим в порядок дороги и работаем над новыми правилами застройки. Конечно, это требует огромных средств и планомерных усилий, и депутаты вместе с администрацией города этим занимаются уже не первый год. В результате в муниципальных программах, которые ложатся в основу бюджета, появился отдельный раздел о подготовке к 400-летию. То есть ещё до получения федерального финансирования мы понимаем, что нам необходимо, и планируем это.
— Но праздник-то грандиозный! Поэтому всё равно хочется, чтобы были и концерт, и фейерверк, и открытие каких-то необычных суперобъектов!
— Конечно, у нас должен появиться какой-то яркий объект. А может, и несколько. Ну, например, условная красноярская кольцевая дорога и сеть современных причалов на любимом Енисее.
Также соглашусь, что и концерт нужен, и фейерверк. Чтобы из очень комфортных условий красноярец пришёл на этот праздник, порадовался и вернулся в такие же комфортные условия. И мы совместно с администрацией города и краевой властью системно работаем в этом направлении. Убеждена, в муниципальных программах с каждым годом должно появляться всё больше и больше дел, которые приведут нас к этому результату. И вот тогда, планомерно воплощая их в жизнь, Красноярск достойно встретит своё 400-летие.