Новости

ГЭС готова

ГЭС готова

ГЭС готоваПандемия гриппа, снегопады и теракты в России постепенно сглаживают в сознании населения острую боль от августовской потери Саяно-Шушенской ГЭС. Между тем станцию, с одной стороны, восстанавливают, а с другой — электричества она не даст еще несколько лет. Из экономики страны выпало два с половиной процента энергии. Это то же самое, как если бы “Норникель” перестал работать и платить налоги. Понимая ужас происходящего, в Министерстве энергетики составили законопроект о введении внешнего управления на стратегических промышленных объектах, изношенных сверх нормы.

Пандемия гриппа, снегопады и теракты в России постепенно сглаживают в сознании населения острую боль от августовской потери Саяно-Шушенской ГЭС. Между тем станцию, с одной стороны, восстанавливают, а с другой — электричества она не даст еще несколько лет. Из экономики страны выпало два с половиной процента энергии. Это то же самое, как если бы “Норникель” перестал работать и платить налоги. Понимая ужас происходящего, в Министерстве энергетики составили законопроект о введении внешнего управления на стратегических промышленных объектах, изношенных сверх нормы. Иначе говоря, после выводов госкомиссии о виновности в шушенской катастрофе коммерсантов-энергетиков (и. о. председателя правления компании “РусГидро” Василия Зубакина уже сняли с поста), правительство намерено теперь расставить по проблемным ГЭС, ГРЭС, ОГК и ТГК надежных чиновников-бессребреников. Они, по задумке Минэнерго, смогут проконтролировать техническое и финансовое состояние станций и компаний, а также учесть психологическую обстановку в коллективах. Впрочем, до того, как проект попадет в Думу, пройдет много времени — его необходимо согласовать с ведомствами-поставщиками тепла, воды и газа. Снова всплывает еще один скверный рудимент советской экономики: монопольная схема снабжения городов и заводов. В России сотни энергостанций питают светом и теплом только один крупный объект, и в случае “блэкаута” (отключения) возникают предпосылки к гуманитарной катастрофе. Между тем, по сведениям оппонентов Анатолия Чубайса, которого, как экс-главу РАО, также обвинили в аварии в Саянах, износ оборудования и материалов на некоторых крупных станциях достигает 80—90 процентов. Об этом, например, извещает бывший заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый. Как тут не поставить государственного наместника. Хотя вот, скажем, о состоянии Красноярской ГЭС ничего плохого не сообщают даже отъявленные антигосударственные СМИ.

Аналитики комментируют законопроект с осторожностью. “Пока нет прецедентов, сложно сказать, в каких случаях будет применяться этот механизм, — говорит консультант по инвестициям Олег Зотиков. — Судя по всему, власти хотят поддержать инфраструктурные объекты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций”. По его словам, местные власти теперь не смогут ссылаться на нерадивых собственников, и их фактически заставят отвечать и жестко контролировать ситуацию в сфере жизнеобеспечения.

Пока на Саяно-Шушенской ГЭС никакого уполномоченного чиновника нет. Может быть, и не будет, пока не появится ток. И за ее состояние сейчас отвечает владелец — ОАО “РусГидро”, большая часть акций которого находится в государственной собственности.

Обеспокоены ситуацией на станции и глава Хакасии Виктор Зимин вместе с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным, понимая, сколь серьезно переменилась система подачи энергии во всей Сибири. Поэтому можно считать, что на остановленной плотине введено тройное государственное управление.

Недавно специальная комиссия, состоящая из специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МЧС, Главного диспетчерского управления и самих представителей “РусГидро”, исследовала станцию и выдала ей паспорт “готовности к прохождению осенне-зимнего периода”. Основанием для столь смелого шага стало, как сообщили “Городским новостям” в пресс-службе компании, выполнение таких мероприятий, как воссоздание теплового контура машинного зала, наладка вентиляции с подогревом и восстановление электрокотельной. Особенный акцент энергетики делают на “реализацию программы действующего водосброса в зимний период”. Об этом стоит сказать подробнее.

Известно, например, что плотина Саяно-Шушенской ГЭС рассчитана на значительные ледовые нагрузки со стороны водохранилища. В соответствии с многолетними наблюдениями водохранилище в районе верхнего бьефа станции покрывается льдом в январе. Не будет исключением и 2010 год, так как принципиальные изменения в схему набора воды из водохранилища не вносились, изменилось только место сброса воды. Если раньше расход осуществлялся через станционную часть, когда вода подавалась по турбинным водоводам на гидроагрегаты, то в настоящее время для пропуска воды задействована водосбросная часть плотины.

В “РусГидро” констатируют, что “одним из самых заметных проявлений льдообразования является падение кусков льда в водобойный колодец эксплуатационного водосброса. Так как плотность льда меньше, чем плотность воды, то куски льда, которые соскальзывают в водобойный колодец по наклонной плоскости, не могут удариться в дно водобойного колодца и, соответственно, не могут нанести ему повреждений. Кроме того, хорошо заметное покрытие низовой грани плотины льдом приводит не к охлаждению бетона, а наоборот, препятствует проникновению низких температур в массив бетона, что положительно сказывается на состоянии плотины”. Эксперты компании также отмечают, что периодическое обледенение с образованием сосулек возможно и на гребне плотины. “Для защиты от возможного падения кусков льда предусматривается разрушение их механическим способом”, убеждены владельцы аварийной гидростанции. Это может означать только одно. Мужество, проявленное работниками ГЭС во время августовской катастрофы, теперь становится обыкновенным производственным нормативом. Легко представить себе, насколько опасным может стать такое “периодическое обледенение с сосульками”, в несколько раз большими, чем опасные сосульки на крыше обычной многоэтажки. Трудно сказать даже, как их собираются разрушать. И при этом непонятно, откуда берется уверенность в том, что куски льда никак не могут удариться о дно водобойного колодца. Глыбы, падающие с огромной высоты, легко могут изменить траекторию, сталкиваясь друг с другом. Наконец, я бы не разделил радость руководителей “РусГидро” по поводу покрытия льдом низовой грани плотины. Погода последних лет стала абсолютно непредсказуемой, и в случае частых суточных колебаний температуры основание плотины может пострадать — сила расширения воды рвет не только бетон, но и самые прочные металлы. Но другого выхода у энергетиков, по-видимому, нет. Поскольку, как они сами говорят, стенки водобойного колодца водосброса также могут подвергаться обмерзанию, для борьбы с наледями организована спецбригада промышленных скалолазов, оснащенная средствами малой механизации, бензопилами и отбойными молотками с передвижным компрессором на дизельном топливе.

Это не двадцать первый век. Тут скорее подходит строка известной песни “Атланты держат небо на каменных руках” — авральные работы на ГЭС, возможно, будут продолжаться всю зиму до весеннего паводка. Сразу необходимо заметить, что этой темы мы сегодня касаться не будем: прогнозы относительно уровня воды и, соответственно, опасности для гидростанции сегодня строятся самые разные, а снежный ноябрь еще не означает снежной зимы.

Так чего же можно еще ждать от остановленных мощностей в Саянах? Красноярский финансовый аналитик Виктор Прохоров считает, что катастрофа ГЭС вызвала неоднозначный эффект.

— Со строительством гидрокаскадов на Ангаре и Енисее Сибирь превратилась в энергоизбыточный регион. И даже с учетом того, что Саяно-Шушенская ГЭС встала на несколько лет, тепловые мощности в ближайших регионах не будут загружены на сто процентов. Это тоже плюс — в обратном случае оборудование просто не выдержит. Поэтому особых проблем в энергоснабжении Красноярского края, думаю, не предвидится. Другой вопрос — цена киловатт-часа. Вот она, безусловно, поднимется. И, вероятно, превысит официально установленный сегодня уровень, — резюмирует Прохоров.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА