Новости

На торгах - новый год

На торгах - новый год

На торгах - новый годНаверное, если бы государственные закупки в нашей стране имели столь давнюю историю, как в США, то и у нас сложились бы байки вроде этой. Однажды астронавта Нейла Армстронга спросили, что он чувствовал, когда летел на Луну. “А что я должен чувствовать, если аппарат создан из двухсот тысяч деталей, которые государство приобрело на торгах по самой дешевой цене не у самых лучших поставщиков?”

Этот исторический анекдот начальник департамента муниципального заказа Владимир Щербенин поведал, очевидно, с целью показать, что не только у нас существует проблема низкого качества товаров и услуг, приобретенных на муниципальных торгах, в условиях, когда дешевизна является решающим фактором.

Наверное, когда-нибудь удастся создать совершенный механизм госзакупок. Во всяком случае, федеральный законодатель в поте лица трудится, создавая все новые нормативные акты, регламентирующие этот процесс. По словам Владимира Щербенина, “динамика законодательного процесса в сфере муниципального заказа наступательная, законы меняются раз в полгода, и только успеваешь освоить одни подходы и не делать ошибок по ним, как надо осваивать новые”.

2010 год обещает в этом смысле быть уникальным. Что и пытался донести начальник департамента на встрече с сотрудниками муниципальных подразделений, в чьи обязанности входит подготовка заявок для торгов.

Если говорить о текущем годе, то с точки зрения муниципального заказа он завершается, и предварительные итоги можно подвести уже сейчас. Было проведено более двух с половиной тысяч процедур: запросов котировок, открытых аукционов, в том числе и в электронной форме. Кстати, электронные торги, к которым в начале года многие относились как к экзотической диковинке, сегодня стали популярны у заказчиков — их проведено уже более 150, что составляет четверть от количества открытых аукционов.

Экономия бюджетных средств, по предварительной оценке, составит около 320 миллионов рублей. Это примерно шесть процентов от всего объема муниципального заказа и на уровне показателей прошлого года. Кстати, экономия, полученная на электронных торгах, существенно выше — 17 процентов.

Однако при благополучной в целом картине в 2009 году проявились не очень приятные тенденции. В предыдущем 2008-м основная доля торгов прошла в первом полугодии. Соответственно, и большая часть экономии средств (221 из 338 миллионов рублей) была получена в начале года. В текущем ситуация прямо противоположная. Основной объем торгов состоялся во втором полугодии, и, следовательно, львиная доля сэкономленных средств получена совсем недавно.

Что это означает? То, что сэкономлено в начале года, можно “прокрутить” еще раз — не только провести конкурс или аукцион, но и успеть подписать контракт и даже выполнить его. Есть возможность аккумулировать средства для решения крупных задач — например, построить детский сад или провести капитальный ремонт в крупном здании. В конце года сделать это невозможно — сроки не позволят. В итоге сэкономленные бюджетные деньги переходят в бюджет следующего года и там “размазываются” по статьям.

Это не единственное негативное последствие задержки муниципальными заказчиками подготовки конкурсной документации.

Очевидно, что закупки продуктов питания для муниципальных учреждений надо проводить в самом начале года и на весь период сразу. Инфляция на продукты достаточно высока. На одну и ту же сумму в первом квартале можно приобрести значительно больше, чем в четвертом. То же относится и к ГСМ, и к массе других товаров и услуг. И чем раньше будут проведены торги, тем эффективнее будут использованы бюджетные средства. Сегодня думать об этом тем более необходимо, что бюджет-2010 ожидается очень напряженным. И терять деньги из-за долгой раскачки заказчиков просто недопустимо.

Есть и еще одно соображение, побуждающее провести основную часть торгов в первом полугодии. Оно связано с упомянутым Владимиром Щербениным наступательным характером законодательного процесса. С первого июля 2010 года все государственные и муниципальные торги будут переводиться на электронные федеральные площадки. Они уже существуют в Москве и Казани. Соответствующую площадку предлагает и такая крупная финансовая структура, как Сбербанк. И здесь надо снова учесть ряд факторов. Во-первых, неизбежные “шишки” при освоении новации. Во-вторых, услуги федеральных площадок будут платными. В-третьих, если, проводя торги сегодня, муниципалитет сам устанавливает сроки, то федералы просто поставят красноярцев в очередь наряду с другими городами и регионами. Есть и другие нюансы, но важно то, что процесс проведения муниципальных закупок серьезно осложнится.

Суммируя все соображения, Владимир Щербенин призвал заказчиков не тратить время на раскачку, а провести максимально возможный объем торгов в первом полугодии.

Насколько рано можно начать? С одной стороны, для того чтобы запустить процесс муниципальных закупок 2010 года, нужно сначала утвердить бюджет. А это, очевидно, произойдет ближе к концу декабря. С другой стороны, есть статьи, расходы по которым сократить просто невозможно. Кроме того, появилось “весьма либеральное”, по словам начальника департамента, разъяснение Мин-
экономразвития. Смысл его в том, что муниципалитет имеет право объявить процедуры торгов, если на дату заключения контракта денежные средства в бюджете на эти расходы будут выделены. А это случится после принятия бюджета. Таким образом, контракты можно заключать начиная с первых рабочих дней января. Что, в свою очередь, означает: торги по контрактам 2010 года можно объявлять уже сейчас, играя на опережение ситуации. И не только можно, но и нужно, считает Владимир Щербенин, обращаясь к заказчикам: “Мы ждем от вас документацию на конкурсы и аукционы 2010 года. На продукты питания, на организацию питания, желательно на весь год. Ждем документацию по инвестиционной программе. Особенно по тем контрактам, которые являются многолетними”.

В конце года желание передохнуть и расслабиться вполне естественно. Только кризис вносит свои коррективы. И надо бежать в два раза быстрее…

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА