Наука и образование
Красноярские археологи нашли кресты с образом Никиты Бесогона
Рассказываем, почему сибиряки носили кресты со святым Никитой.
Красноярские археологи обнаружили при раскопках старинных погостов Енисейска кресты с образом Никиты Бесогона. Ни на одной другой сибирской территории такого количества подобных ритуальных предметов пока не найдено. Мы решили разобраться в этом феномене вместе с археологом Анной Фёдоровой.
Травы да молитвы
С XIV до середины XVII века Никита Бесогон был одним из самых почитаемых раннехристианских святых на Руси. Православные верили, что он исцеляет, помогает покаяться в грехах, освободиться от прельщений дьявола и, конечно же, изгоняет бесов.
Стоит сказать, что на воздействие демонов в те тёмные времена списывалось всё, что не находило рационального объяснения: от алкогольной абстиненции у взрослых до судорог у младенцев. Медицина тогда, по большому счёту, состояла из трав да заклинательных молитв. Так что особого выбора — верить или не верить в чудодейственную помощь святых — у людей не было.
Кстати, экзорцистом считался не только Никита Бесогон. Способностью изгонять дьявола, в представлении верующих, обладали также Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский. Но только Бесогон сражался с демоном, имевшим физическое обличье.
В житии Никиты говорится, что он был сыном царя-язычника Максимиана и пытался обратить отца в христианство. Религиозный конфликт между родственниками разгорался и дошёл до того, что Максимиан велел заточить отпрыска в темницу. Там к будущему святому явился бес, но стойкий в своей вере юноша сумел его одолеть. Сюжет победы Никиты над демоном в православной Руси стал каноническим — попал на иконы и даже на нательные кресты. Художественно он выглядит так: святой попирает ногами змея, свернувшегося в виде спирали, одной рукой держит беса за волосы, второй рукой — поднятый над головой удлинённый предмет.
Исключён после ревизии
Вообще, популярность образа Никиты Бесогона некоторые исследователи объясняют тем, что в восприятии верующих этот образ соединялся с образом Христа. «Ника» с греческого — это «победитель», а Христос одержал несокрушимую победу над дьяволом. Даже надписи на некоторых изображениях Никиты Бесогона иногда брались с распятия.
У историков есть и другая версия, объясняющая широкое почитание Никиты. Канонический образ распространился на Руси, в том числе в её сибирских пределах, благодаря купцам Строгановым, у них была своя иконописная школа. А Никита Бесогон являлся небесным покровителем одного из родоначальников богатой и знаменитой династии, которая в XVIII веке из купеческой стала аристократической. До сих пор в государственных и частных коллекциях образцов древнерусского искусства хранятся иконы Никиты Бесогона, выполненные мастерами Строгановской школы.
Однако в середине XVII века Никиту Бесогона исключили из официальных списков святых. По словам научного сотрудника автономной некоммерческой организации «Археологическое исследование Сибири» Анны Фёдоровой, учёные церковные мужи проводили ревизию богослужебных книг и не нашли подтверждения того, что Никита действительно существовал и претерпел смерть за веру. Однако в некоторых территориях, например в Сибири, культ этого мученика сохранился ещё как минимум на два столетия. И это подтверждают находки красноярских археологов в Енисейске.
Старинные находки
Раскопки в Енисейске проводились в 2010-х годах. Город готовился к 400-летию, в его исторической части планировалось грандиозное благоустройство, перед которым обычно организуют охранные археологические работы. Исследования велись, в частности, на территории двух енисейских некрополей — Богоявленского, который действовал с 30-х годов ХVII века, и Троицкого, берущего своё начало в конце ХVII века. Археологи изучили свыше 1 800 захоронений, нашли в них 742 креста, восемь из которых выделялись из общей массы — на них был изображён Никита Бесогон. При этом на семи артефактах святой занимал место распятия. Как отмечает Анна Фёдорова, которая занималась исследованием находок, это самая представительная коллекция, которая когда-либо выявлялась в Сибири.
— Подобные кресты находили в большом количестве в Москве, Твери, Калуге, Пскове, Великом Новгороде и других городах с древней историей, — говорит Анна Анатольевна. — В Сибири же раньше встречались единичные находки — на берегу залива Симса на полуострове Таймыр, в Тобольске (Тюменская область) и Берёзовском городище (Ханты-Мансийский автономный округ). Выявлялись артефакты и на красноярских некрополях. Над их изучением работал археолог Александр Тарасов. Коллекция, которую он исследовал, насчитывает семь крестов.
Историки полагают, что главный центр производства таких ритуальных предметов, скорее всего, располагался в новгородско-тверских землях. Есть данные, что партии этих крестов готовились для экспедиций за Урал — для местного населения. Между Енисейском и новгородско-тверскими землями была прямая связь — в течение XVII и XVIII веков Енисейский уезд активно пополнялся выходцами с европейского севера Руси.
Датирование находок показало, что культ Никиты Бесогона сохранялся до середины XIX века даже среди духовенства. Один из крестов, например, принадлежал священнику — это видно по одежде, уцелевшей в погребении, и по месту нахождения самого захоронения у церковного алтаря.
Кстати, остальные находки выявлены в погребениях детей и мужчин старше 45 лет. Женских захоронений с крестами Никиты Бесогона в Енисейске не обнаружено.
Нюанс
Большая часть крестов выполнена из дешёвых металлических сплавов. Археологи исследовали состав и выяснили, что они содержат медь, олово и свинец, и лишь в двух находках присутствует серебро. Нательные кресты из драгоценных металлов могли позволить себе только самые зажиточные христиане, остальные довольствовались более дешёвыми изделиями, которые не жалко потерять и заменить новыми.
В тему
Енисейск основан казаками в 1619 году как центр освоения Сибири. Благодаря удобному расположению поселение быстро развивалось и привлекало новых жителей. Первые десятилетия они добывали пушнину и собирали ясак с местных племён. Чуть ли не с момента основания Енисейск стал и духовным центром. Уже в ХVII веке здесь были созданы две обители — мужская Спасо-Преображенская и женская Иверская. Из-за большого числа храмов и монастырей город называют Сибирским Иер
Фото предоставлены автономной некоммерческой организацией «Археологическое исследование Сибири».