Новости

Только без фанатизма

Только без фанатизма

Только без фанатизмаПожалуй, ни один школьный предмет не вызывал столько противоречивых откликов и мнений. Тем не менее решено: наш край — участник федерального эксперимента по введению
в образовательную программу курса “Основы религиозной культуры и светской этики”. Уже
с первого апреля будущего года более 25 тысяч красноярских четвероклассников приступят
к его изучению.

— Это не факультатив, предмет — в сетке расписания, — рассказывает Евгений Степанов, советник министерства образования и науки Красноярского края. — В середине ноября депутаты Законодательного собрания региона приняли изменения в законе края, предмет включен в состав национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов. Ему отводится два часа в неделю. Первая часть программы — для четвероклассников. Они будут изучать ее последнюю четверть, вторую часть — пятиклассники в первой четверти.

Основы религиозной культуры и светской этики состоят из шести модулей. Родители должны выбрать один из них, его и будет изучать ребенок. Предварительный опрос мнения мам и пап уже прошел. Более половины выбрали “Основы светской этики”. На втором месте, практически с одинаковым результатом, — “Основы православной культуры” и “Основы мировой религиозной культуры”. Остальные модули — “Основы мусульманской культуры”, “Основы иудейской культуры”, “Основы буддийской культуры” — набрали около одного процента родительских голосов. Правда, свой выбор еще можно изменить.

О том, что наш край сможет поучаствовать в образовательном проекте, предложенном президентом, стало известно в конце лета.

Тогда глава государства заявил, что с 2012 года во всех российских школах введут новый курс, включающий основы религиозных культур и светской этики. А его апробация начнется уже в следующем году в 18 регионах. Разработкой курса занимается Министерство образования и науки РФ. Обеспечение учебниками и пособиями, а также переобучение педагогов будет производиться за счет федеральных средств.

— Сейчас готовится курс повышения квалификации учителей, — рассказывает Евгений Александрович. — Планируется каскадная схема подготовки педагогов. Сначала курс проходят 24 наших преподавателя, потом они разъезжаются по краю и учат остальных. Всего новый предмет будут преподавать 1 235 педагогов края. В основном это учителя истории и обществознания, в некоторых случаях — начальной школы.

В краевом министерстве пообещали: представители ни одной из религиозных конфессий преподавать не будут. Но они могут принять участие в разработке программы на федеральном уровне.

— Курс светский, никакого отношения непосредственно к религии он не имеет, — отмечает Евгений Степанов. — Предмет познакомит ребят с основами нравственности, морали. Расскажет, как религиозные культуры повлияли на развитие общества в целом. Сегодня в этом есть очевидная потребность. Мы говорим о духовно-нравственном воспитании, а истоков его не знаем. Курс будет вырабатывать терпимость, толерантность в ребенке.

— Безусловно, такой предмет должен быть в расписании современных школьников, — уверена Татьяна Волоткевич, депутат Законодательного собрания края. — Страна у нас многонациональная, с различными вероисповеданиями. И безграмотность населения в религиозном плане мешает толерантности. Любая религия ставит наивысшей ценностью человеческую жизнь, и наши дети должны знать об этом. Правильно, что это будет светский курс, ведь у нас школа отделена от церкви. Педагоги не будут обращать в религию, а познакомят с ее основами.

Тем не менее именно содержательная часть программы предмета вызвала самые жаркие споры. Хотя сам курс еще никто не видел, да и, в принципе, он еще не разработан, некоторые уверены: предмет создан для пропаганды религиозных взглядов. Эти эксперты говорят, что таким образом Российская православная церковь добилась завуалированного введения основ православной культуры.

Помимо идеологической, вопросы вызывает и организационная сторона курса. До начала эксперимента осталось меньше четырех месяцев, а самого курса пока нет. Не готовы и учебники.

— Конечно, вызывает определенную тревогу то, что остается мало времени. Но если не будем успевать, никто горячку пороть не станет, сроки начала эксперимента перенесут, — успокаивает Татьяна Волоткевич. — Потому что к этому предмету относиться с невниманием и пренебрежением нельзя.

Евгений Степанов считает: ничего страшного в том, что курс разрабатывается так быстро, нет.

— Ведь на это и есть эксперимент: главное создать условия, что мы сделать успеем, — говорит он. — И затем методом проб и ошибок отрабатывать программу.

Сами родители к новому предмету относятся скептически.

— Для своей дочери я выберу основы мировой религиозной культуры, — говорит Наталья, у которой ребенок учится в третьем классе одной из красноярских школ. — Хотя, в принципе, считаю, что погружение в религию не нужно. Во-первых, в этом возрасте детям рано изучать такие темы. Они ничего толком не поймут, в головах будет каша. Во-вторых, мне кажется, за 70 лет советской власти мы так далеко отошли от церкви и истинной веры, что назад дороги уже нет. Крещение, отмечание Пасхи — ко всему этому большинство людей серьезно не относятся. Мамы держат пост, чтобы похудеть.

У представителей православной церкви иной взгляд.

— Этот предмет современным школьникам необходим, — считает протоиерей Иоанн Боев. — Потому что детей приглашают не в религию, их приглашают в культуру, которая веками была основой жизни всех жителей нашей страны. Сейчас, когда школьникам доступна совершенно разная информация, нужен путеводитель, который мог бы правильно направить. И без того уже многое упущено, поэтому курс нужно вводить как можно раньше. Но не только родители, но и педагоги должны осознать необходимость этого предмета в школе, приложить максимум усилий, чтобы он действительно стал полезным.

При этом отец Иоанн считает, что в четвертом классе давать такие знания уже поздно.

— В этом возрасте ребята противоречиво воспринимают любую информацию, — говорит он. — Чтобы опыт оказался неплачевным, педагогам нужно приложить максимум усилий. Дай Бог, чтобы им хватило мудрости и понимания.

По всей вероятности, курс снова станет главной темой для обсуждений, когда примут программу и утвердят учебники. Пока же и родителям, и учителям остается только строить догадки, что же будут изучать ребята. И если с той частью, которая касается основ религии, более или менее понятно, то на вопрос, что включают в себя “Основы светской этики”, сейчас ответить не могут даже в министерстве образования и науки края.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА