Новости

Это сладкое слово “халява”...

Это сладкое слово “халява”...

Это сладкое слово “халява”...Привычка прибирать к рукам все, что плохо лежит, неистребима. И не то чтобы речь об акулах большого бизнеса — этим и мирные садоводы грешат. Что и показала проверка десяти красноярских садовых товариществ, проведенная недавно департаментом муниципального имущества и земельных отношений. Она выявила, что как раз земельные отношения там не всегда должным образом соблюдаются. Примерно половина садовых товариществ усилиями своих членов вышли за пределы очерченных для них границ. Известное дело — у дачников прирезать к огороду кусок ничейной землицы считается удалью молодецкой. Но одно дело, когда товарищество расположено вдали от краевого центра, а другое — в черте города, где земли давно уже расписаны и точно подсчитаны. А главное — определено, что и на каких земельных участках должно делаться. И если в пределах земель, выделенных для садового товарищества, граждане могут безвозбранно выращивать огурцы и морковь, то за границами садоводства начинаются земли, предназначенные совсем для других целей.

Очевидно, любителям аннексий и контрибуций придется отказаться от захваченного и вернуться к мирному труду в границах отведенных им участков. При этом под мирным трудом понимается выращивание плодов земли. Уточнение весьма существенное. Дело в том, что некоторые садовые товарищества превратились в особые экономические зоны, где процветает малый бизнес. Вот, к примеру, садоводческое товарищество “Алюминий”, граничащее с улицей Ястынской, Северной объездной дорогой и проспектом Металлургов. Это стратегически выгодное расположение привело к тому, что земельные участки вдоль Ястынской сегодня большей частью перекуплены и используются для размещения объектов, оказывающих автоуслуги, — автомоек, сервисов, пунктов оформления счетов-справок и даже автосалонов. Увы, предприимчивость в данном случае далека от законности, ибо земли садовых товариществ предоставлены городом для занятий огородничеством, а отнюдь не для помывки автомобилей.

Кстати, автотранспортная тема для отдела контроля департамента муниципального имущества и земельных отношений — вопрос особый. Без проблем здесь никогда не обходится. Взять, к примеру, даже столь солидный бизнес, как автозаправочные станции. Недавняя проверка показала, что из 90 АЗС, арендующих городские земли, у 18 закончился срок действия договоров аренды, и там заливают баки авто-владельцам без каких-либо законных оснований. Дальнейшее разбирательство показало, что часть этих АЗС сегодня проходят процедуру переоформления документов. При этом предприниматели исправно вносят арендную плату. Беда лишь в том, что уходит она в никуда.

Поскольку договоры аренды прекратили свое действие, то у города нет никаких формальных оснований зачислить эти деньги в бюджет. Более того, предприниматель может в любое время прийти и потребовать их вернуть. Вот и висят немалые средства на специальном счете мертвым грузом. Теперь единственный, пожалуй, способ все-таки принять их в казну города — подать судебный иск о необоснованном обогащении владельцев АЗС, проспавших сроки перезаключения договоров аренды.

Еще более сложная ситуация с автостоянками. Из 340 условно легальных красноярских парковок срок действия договоров истек у половины. И перезаключить их невозможно. В основном по той причине, что участки переданы застройщикам для проектно-изыскательских и строительных работ. Однако, несмотря на это, стоянки остались на прежних местах — очевидно, их владельцам удалось каким-то образом договориться со строителями.

Ситуация, кстати, достаточно своеобразная. Дело в том, что проектно-изыскательские работы могут продолжаться три-пять лет. И все это время участок, по существу, не используется. До тех пор пока не будет утверждена проектно-сметная документацию и не получено разрешение на строительство, никаких работ производить нельзя. По-доброму, почему бы не решить каким-то образом на это время вопрос о временном размещении автостоянок? Тем паче что их владельцы, даже не имея договорных отношений с муниципалитетом, в большинстве своем по-прежнему перечисляют арендную плату. Но использовать ее, точно так же, как и в случае с АЗС, невозможно. В итоге на сегодня сумма такой “переплаты” составила около двух с половиной миллионов рублей. Департамент, кстати, выходил с предложением, чтобы на период проведения проектно-изыскательских работ выдавалось распоряжение о временном предоставлении мест под автостоянки и законно пополнялся бюджет. Но в действующем правовом поле ситуация практически неразрешима. Хотя бы потому, что существует принцип недопустимости двойного налогообложения. В данном случае за участок платит застройщик. И в соответствии с нормативными документами один и тот же участок не может быть дважды обременен правами.

Следовательно, участок под стоянку должен быть выделен как самостоятельный и поставлен на кадастровый учет. А это совершенно не нужно застройщику, который не откажется от двух-трех тысяч лишних квадратных метров, хотя бы они и не были нужны ему на этапе проектирования. Понять предпринимателей нетрудно: для выполнения такой процедуры придется переделывать всю кадастровую карту, а это требует дополнительных трат и дополнительного же времени. Однако следствием такой правовой коллизии становится нарушение законодательства. Что регулярно выявляется проверками.

В принципе, наверное, можно было бы принять волевое решение и ликвидировать такие стоянки. Но социальные последствия исчезновения половины городских автостоянок (притом что дворы и так забиты личным транспортом) предугадать несложно. Однако кроме условно-легальных (хотя бы в прошлом имевших договорные отношения с муниципалитетом) существуют и абсолютно нелегальные парковки.

К сожалению, практика сегодня подталкивает предпринимателей к незаконным действиям. Алгоритм здесь очень простой. Вы увидели пустой участок, заняли его, разместив автостоянку. Пока контролирующие службы вас найдут, выпишут административный штраф (от 500 до 1 500 рублей). Пока на вас подадут в суд, пока будет решение суда, пока вы его обжалуете… Из практики уже известно — простоите месяцев восемь, а то и год. Некоторые даже умудряются, когда на них подают иск, быстренько продать имущество. И все начинается заново, ибо владелец новый и решение суда недействительно. Снова поиски, штрафы, суды…

Тем не менее с самовольными захватчиками борьба идет бескомпромиссная. Департамент обратился к районным администрациям с просьбой помочь в выявлении таких объектов. Несколько подобных стоянок уже обнаружено. По ним ведется работа по привлечению к административной ответственности, кроме того, будет выясняться, платят ли они вообще какие-либо налоги (а на этот вид деятельности распространяется единый налог на вмененный доход). В 2010 году такая работа будет проводиться еще более интенсивно, совместными усилиями департамента муниципального имущества и земельных отношений, департамента экономики, районных администраций и налоговых органов.

Кстати, возвращаясь к садовым товариществам. Здесь тоже не следует думать, что все закончилось выборочной проверкой десяти садоводств. Контрольные мероприятия затронут все товарищества города. А их ни много ни мало 138.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА