Новости

Вначале была трасса

Вначале была трасса

Вначале была трассаТак уж сложилось исторически, что живем мы парадоксами. С одной стороны, с незапамятных времен исповедуем постулат: “Какой русский не любит быстрой езды”. С другой — довольствуемся вместо дорог направлениями, которые мало соотносятся с понятиями комфорта и безопасности большинства российских граждан, не говоря уже о стандартах, принятых нынче в Европе.

На 1 января 2009 года сеть автомобильных дорог России составляла 933 тысячи километров, в том числе 745 тысяч — с твердым покрытием. Экономисты утверждают, что этого катастрофически мало: общая площадь российских автодорог покрывает всего пять процентов территории. Еще один факт из “Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года”: через территорию России проходит лишь около одного процента товаров между Европой и Азией. Владимир Путин, представляя стратегию кабинету министров, счел этот показатель более чем странным, учитывая тот факт, что Россия как раз и находится между Европой и Азией.

Вспоминая об уникальном географическом положении страны, премьер-министр порекомендовал превратить его в реально работающее конкурентное преимущество. Однако о колоссальной выгоде от транзита грузов пока можно только мечтать. Сначала нужны сами дороги — качественные, безопасные. С необходимым уровнем дорожного комфорта — бензоколонками, кемпингами, кафе, мотелями, удобными стоянками.

Цена федеральной программы — несколько триллионов рублей. Но это перспектива. Постановление “О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса”, вступившее в силу 14 ноября, — уже реальность. Оно регламентирует не только количество кемпингов, моечных пунктов, заправочных станций и площадок для отдыха, но и требует обеспечить к этим объектам беспрепятственный доступ инвалидов, включая тех, кто пользуется креслами-колясками и собаками-поводырями.

— В нынешних условиях это невыполнимо, — уверен владелец нескольких красноярских точек быстрого питания Алексей Никифоров. — Я объездил край вдоль и поперек и объектов, отвечающих таким требованиям, не встречал.

Сам Алексей два года назад открыл на трассе М-54 небольшое кафе. Дорога — федеральная, дело — проверенное, он в нем — не новичок. Но этой осенью заведение пришлось закрыть — одни убытки. И вовсе не из-за кризиса: удаленность от водоснабжения и оптовых продуктовых баз, тарифы на электроэнергию, цены на бензин отбили охоту кормить обедами проезжающих.

— Предлагать чай из пакетика за 30—40 рублей людям, конечно, можно. Многие так и делают. Но разве это сервис? — рассуждает Алексей. — Развивать дорожную инфраструктуру, конечно, надо, но уж точно не мне, кустарю-одиночке. Это должно делать государство с привлечением частного капитала. Одиночки вроде меня с небольшими деньгами дело не потянут.

Однако именно кустари с начала 90-х, открывая кафе и кемпинги, стоянки и автозаправочные станции, приблизили дороги края пусть не к европейским стандартам комфорта, но все-таки к какому-то подобию сервиса.

Конечно, нерешенных проблем у них хватает. Ну, например, непонятно, что делать с мусором. Строить полигоны с заводами по переработке, вывозить с трассы? Этим практически никто не занимается — слишком большие требуются вложения. А туалеты? Небольшие гостиницы на наших дорогах появились давно, но в большинстве из них удобства так и остались во дворе. О каком уж тут доступе инвалида-колясочника может идти речь? В то же время тянуть коммуникации частнику не по карману. Да если бы даже было по карману — не его это дело. И очень хлопотное, согласований столько, что времени требуют не менее года.

Но все-таки не это главное.

— Основная наша беда сегодня — качество самих дорог. Отсюда и сервис соответствующий, — сказал, комментируя тему, генеральный директор “Красноярскавтодора”, депутат Заксобрания Александр Многогрешнов. — До удобств европейского уровня нам пока действительно далеко: на ремонты бы денег хватало. Край большой, общая протяженность трасс почти 24 тысячи километров, из них 13 тысяч — краевые дороги, не считая городских улиц и проселков.

Красноярские дорожники утверждают, что только три тысячи из тринадцати отвечают требованиям комфорта и безопасности, остальные принадлежат к третей, четвертой, а то и к низшей категориям. Данное обстоятельство в ряду других стало причиной жесткой критики губернатором края программы безопасности дорожного движения, разработанной в правительстве региона.

— Надо сделать так, чтобы на любом отрезке дороги человек, даже не имея сотового телефона, смог быстро попросить о помощи, — потребовал Александр Хлопонин. — На каждый участок машина скорой помощи должна добираться максимум за 30 минут.

Пока это из области фантастики. Мало того, мы рискуем потерять те самые базовые 13 тысяч километров. Причина — хроническое недофинансирование, которое началось задолго до кризиса, а сегодня еще обострилось. Недавнее сокращение расходов бюджета по долгосрочной целевой программе “Дороги Красноярья” на ближайшие три года составит более пяти миллиардов рублей. Порядка 400 миллионов предполагается сэкономить на реконструкции и строительстве, еще 365 — на капитальном ремонте. Из перечня строительных объектов на 2010 год исчезли, как неактуальные, объезд Красноярска и строительство смотровой трассы парка “Ергаки”.

Есть и еще ряд причин, по которым дорожное развитие отстает от потребностей времени.

— На мой взгляд, дорожной отрасли, кроме дефицита денег, мешает неправильная система аукционов, заложенная в 94-й Федеральный закон, когда в условиях Сибири мы приступаем к ремонту полотна зимой, а также вымывание квалифицированных кадров, — считает Александр Многогрешнов. — Сегодня в отрасль никто не рвется.

На дорогах часто работают непрофессионалы, а потому срок износа полотна, который раньше был семь лет, сократился до трех. Решим эти проблемы — получим более качественные дороги. Об остальном подумаем попозже.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА