Новости

Время трудных решений

Время трудных решений

Время трудных решений“Принимаю огонь на себя” — эту фразу вполне могут применить к себе депутаты городского Совета. Какие бы профессионалы ни привлекались на стадии разработки проектов решений, сколько бы времени ни анализировалась информация, наступает момент, когда парламентариям приходится брать на себя всю полноту ответственности. От их “за” или “против” зависит, будут ли воплощены в жизнь те или иные решения. Иногда определяющие жизнь города надолго. Именно такое решение предстояло принять на последней сессии уходящего года — о бюджете города на 2010 год и плановый период 2011—2012 годов.

О том, что бюджет будет сложным, знали все. В этом смысле подготовка главного финансового документа города на ближайшее трехлетие радикально отличалась от верстки бюджета-2009. Тогда, в четвертом квартале восьмого, кризис ударил неожиданно, во всю мощь. И потому основной финансовый документ 2009-го стал, скорее, бюджетом выживания. Но сегодня, прожив год в экономической депрессии, мы поняли две вещи. Первая — спад одним годом не окончится. Вторая — в кризисе можно жить. И даже ставить задачи на перспективу. А пока…

“Консервативным” охарактеризовала проект финансового документа заместитель главы города — начальник департамента финансов Галина Фазлеева. Город должен ориентироваться на то, что чуда во внешнем окружении не произойдет. Роста цен на цветные металлы, от которых так долго зависело самочувствие столицы края, не прогнозируется. При этом главный финансист города скептически отреагировала на оптимизм депутата Сергея Пешкова, который заявил, что сегодняшние цены на алюминий практически в полтора раза превышают расчетные, заложенные в проекте бюджета, а цены на золото вообще бьют рекорды. Скептицизм, думается, оправдан. Сегодня ничто не указывает на то, что ведущие потребители цветных металлов быстро выйдут из стагнации, и растущий ценовой тренд может запросто смениться падающим. Во всяком случае, если среднегодовые цены окажутся выше расчетных, то это станет только плюсом в части доходов бюджета.

Кстати, экономика столицы края уже далеко не столь зависима от металлов. В доходной части доля этих поступлений снизилась с 15 до пяти процентов. В первую очередь — за счет развития малого и среднего бизнеса. Поэтому один из приоритетов бюджета-2010 — дальнейшее развитие мер поддержки предпринимательства. Именно диверсификация источников пополнения бюджета позволит городу в будущем менее болезненно встречать финансовые бури. Ведь цикличность кризисов — неотъем-
лемая часть современной экономической действительности. Необходимость поддержки предпринимательской активности становится очевидной, если рассмотреть доходные составляющие бюджета.

Примерно половину из них занимает налог на доходы физических лиц. Ясно, что чем больше экономических субъектов и чем выше средняя заработная плата, тем более весома эта составляющая. Треть от доходной части приносят единый налог на вмененный доход и земельный налог. Известно, что плательщиками ЕНВД как раз и являются малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Наконец, 15 процентов в структуре поступлений приходится на неналоговые доходы. В том числе от аренды и продажи имущества, что тоже имеет самое прямое отношение к малому бизнесу.

Правда, депутат Сергей Жабинский подверг этот самый бизнес критике. Являясь членом комиссии по льготной приватизации, он обратил внимание, что зачастую предприниматели, на его взгляд, занижают заработную плату. Во всяком случае, ту, что официально декларируют. В связи с чем депутат предложил подумать, как увязать льготную приватизацию с требованием о повышении уровня оплаты труда. На что Галина Фазлеева вполне резонно возразила, что закон не допускает такой возможности.

В целом экономическая реальность такова, что бюджет 2010 года будет дефицитным. Плановые доходы — 19,9 млрд руб., плановые расходы — 20,6 млрд руб. Более того, дефицит прогнозируется и на весь период до 2012 года. Ситуация вынуждает серьезно ограничивать муниципальные расходы по целому ряду направлений. Сокращаются капитальные расходы. В 2010 году планируется закончить исполнение долгосрочных контрактов и завершить вводные объекты, но новое строительство начинаться не будет. Заработная плата в бюджетном секторе сохранится на уровне 2009 года — большего сделать не удастся.

Тем не менее бюджет по-прежнему будет социальным — 70 процентов расходов приходятся на “социалку”. Более того, увеличиваются, в сравнении с прошлым годом, капитальные расходы в здравоохранении и образовании. Правда, в связи с этим сокращаются вложения в объекты внешнего благоустройства и транспорт.

Следует отметить, что, несмотря на “жесткость” бюджета, серьезной полемики во время принятия главного финансового документа города не возникло. Как отметил глава профильной парламентской комиссии Анатолий Матюшенко, это связано с глубокой проработкой депутатами буквально всех статей. Обсуждение бюджета-2010 было организовано с максимальной открытостью. Кроме того, как вполне справедливо заметил депутат, бюджет не догма. Закладывая минимальные доходные параметры, мы оставляем возможности для корректировок, в случае, если ситуация будет складываться более оптимистично.

Среди большой повестки дня сессии был еще один болезненный вопрос — “Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске”. 15-процентный рост тарифа на жилищную услугу — решение, разумеется, непопулярное. Несмотря на то, что это касается только нанимателей муниципального жилья, которых, в сравнении с собственниками, в Красноярске в пять раз меньше. Что касается собственников, то они сами на общих собраниях должны определить, сколько и за какие составляющие жилищной услуги готовы платить.

Анализируя структуру пресловутых 15 процентов, начальник департамента городского хозяйства Виктор Ящук отметил, что 11 процентов из них — инфляционная составляющая. И лишь четыре — те средства, которые пусть медленно, но сокращают разрыв между фактическими и нормативными вложениями в коммунальную сферу.

Всем надо помнить, подчеркнул начальник департамента, что жилищная услуга — единственный источник средств для ремонта жилья. Хронические недовложения в коммуналку привели к тому, что сегодня оплата населения позволяет покрыть лишь 40 процентов нормативных расходов. Но даже небольшой приток средств в ЖКХ в последние годы оживил отрасль — ремонтируются подъезды и подвалы, заменяются изношенные трубы и электропроводка. Но этого недостаточно. Необходимо продолжить замену электрооборудования и систем отопления. Выполнять ремонт водостоков и межпанельных швов. Заменять в массовом порядке прогнившие мусорные контейнеры, иначе город превратится в большую свалку. В жилищную услугу перешла и диагностика газовых коммуникаций — еще одна статья расходов. Все это требует денег. И на прямой вопрос одного из депутатов: “На сколько еще надо увеличить тариф на жилуслугу, чтобы отрасль начала нормально работать?” — Виктор Ящук столь же прямо ответил: тариф надо увеличивать на 30 процентов. Но между “надо” и “возможно” — дистанция огромного размера. И, естественно, никто в городе на столь радикальное решение не пойдет. Тем более в период экономического спада.

Кстати, у жителей сегодня появилась возможность пользоваться общедолевой собственностью для получения доходов, что позволяет снизить издержки по оплате жилья. Уже есть примеры, когда деньги от использования фасадных поверхностей домов в целях размещения рекламы идут на нужды жильцов конкретного дома. Разграничение участков под многоквартирными зданиями позволяет жителям решать, что именно будет находиться на их земельном участке — и это вполне может быть коммерческий объект, доходы от которого опять-таки можно использовать в целях благоустройства. Наконец, продолжается процесс передачи подвалов товариществам собственников жилья. Как сообщил депутатам начальник департамента муниципального имущества и земельных отношений Евгений Кирилюк, его ведомство готово завершить этот процесс в следующем году. Главное, чтобы была инициатива граждан.

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА