Проспект культуры
Красноярская поэтесса Татьяна Долгополова: «Без чтения физически больно»
Поэтесса издала не менее четырёх книг.
Татьяна ассоциируется с детством. Мои родители учились с ней в институте. Так и дружат до сих пор. Наши бабушки и дедушки жили в других городах, поэтому, когда не с кем было оставить ребёнка, со мной сидела Таня. Провожая меня в школу, весело говорила: «Вперёд! За орденами!» и добавляла: «В пути не забывай правило трёх Д!» (и только мы с ней знали, что это «дай дорогу дураку»). Она всегда внимательно слушала, по-взрослому разговаривала с маленьким, смешно и просто. Она любит читать, кошек и собак, собирать пазлы и путешествовать. Легко откликается на приглашения почитать стихи для любой аудитории. Знает, что её папа и мама ей очень гордились. Теперь ею гордимся мы. Увы, через текст не получится в полной мере передать харизму и энергетику поэтессы. Татьяна говорит, меняя голоса и интонацию, жестикулирует, смеётся. Слушать её можно бесконечно. А ещё у неё есть стихотворение, посвящённое нашей семье!
Поэт, не считающий себя поэтом
Татьяна — поэт, у неё несколько книг стихов, масса публикаций в журналах и соцсетях. Но она не считает себя поэтом, что вызывает искреннее недоумение.
— Я не могу бросить наливать себе кофе, если меня озарила какая-то строчка, и побежать записывать на салфетке. Ничего страшного, придёт другая, а оттирать с плиты кофе совсем не хочется, — смеётся Татьяна. — Я могу не писать. Поэтому я не поэт.
Стихи Татьяна пишет с детства. Говорит, разложить её творчество на тематические группы (о любви, о поэзии, о дружбе, о Родине, о природе), наверное, не получится. Что тревожило, о том и писала. Потому и за первые юношеские, чуть подражательные стихи не стыдно, ни от одного бы не отказалась. А подражать — не значит копировать, значит учиться, пока ищешь собственный голос.
Зарабатывать на хлеб с поэзии могли только в Серебряном веке. Нынешним поэтам нужна другая профессия, которая будет кормить. Татьяна пробовала себя в разных отраслях: работала журналистом и редактором, делала программу на телевидении, работала экскурсоводом в музее В.П. Астафьева. Сейчас работает в библиотеке имени Добролюбова. Её искренне удивляет гордость людей единственной записью в трудовой книжке. «Ничего вы в жизни не видели!» — восклицает Татьяна. При этом её радует, когда люди действительно любят свою работу.
— Кто бы мне сказал ещё восемь лет назад, что я буду работать в библиотеке, – ни за что бы не поверила. Работа в библиотеке представлялась мне тихой, спокойной, размеренной, малоподвижной, словом, не для моего шила. Я не знаю, кто там, в космосе, пишет сценарии наших жизней и раздаёт роли, но вот уже восемь лет я – библиотекарь. Работа оказалась по мне. Сегодняшний библиотекарь – это не просто человек, который выдаёт людям книги для чтения. Он ещё и массовик-затейник, и фотограф, и воспитатель-педагог, и психолог, и художник, и артист, и блогер, и консультант по невероятному количеству вопросов. — делится Татьяна.
На писательское творчество библиотека не могла не повлиять. Так, у Татьяны Долгополовой появился цикл миниатюр «Библиобудни». Это сборник забавных мини-историй о посетителях библиотеки.
— Библиотека – неиссякаемый источник для писательства. К творчеству подталкивают общение с людьми, которые всегда новы, складывающиеся ситуации, которые тоже всегда новы, а человек в определённой ситуации – это уже история. И истории эти просят: «Запиши нас!» — повествует Татьяна. — Так, именно благодаря библиотеке Добролюбова, у меня появился и постоянно пополняется цикл миниатюр «Библиобудни», его я выкладываю в соцсетях и вижу, что он пользуется вниманием читателей. Часть этого цикла была опубликована на страницах журнала «День и ночь». Многие люди просят меня, чтобы я издала «Библиобудни» отдельной книжкой. Можно, но мне, честно говоря, лень этим заморачиваться. Я большой лентяй. А истории продолжаются, «Библиобудни» пополняются, и конца им не видно. Между библиотекой и знаком бесконечности можно смело ставить знак равенства.
Угадать, куда занесёт жизнь, действительно, почти невозможно. Если с трудом удаётся поэту с огромным стажем, то как быть школьникам, готовящимся к выходу во взрослую жизнь?
— Чтобы найти себя, для начала, нужно понять, с кем приятнее строить отношения. Человек — человек, человек — машина, человек — животное. Отталкиваться уже от этого. Я, к примеру, всегда любила чесать языком с людьми. — говорит поэтесса. — Нельзя работать на нелюбимой работе, хуже этого может быть только жизнь с нелюбимым человеком.
«Без чтения физически больно»
Она всегда с книгой. В прямом и переносном смысле (мы беседуем на её рабочем месте — в библиотеке). Говорит: «Мне физически больно, когда не читаю». Я ей верю. Обойти тему литературы, общаясь с поэтом, невозможно.
— Детям я пытаюсь объяснять необходимость чтения на их языке — через компьютерные игры: в виртуальной реальности вы тоже ищете ответы на свои вопросы, изучаете что-то, размышляете, решаете, спасаете. Книга — то же самое, другая реальность, только лучше. Ищите, размышляйте, фантазируйте! — рассказывает Татьяна Долгополова. — Не так важно, о чём история, чтение как минимум поможет не забыть буквы. Речь хорошая будет, другим с тобой будет интересно. Как можно не хотеть быть умным? Это всегда будет востребовано!
На необитаемый остров, если бы можно было взять только одну книгу, Татьяна взяла бы Библию. Она не заканчивается, смыслы, особенно в условиях необитаемого острова, можно складывать бесконечно. Какой смысл тащить с собой «Мастера и Маргариту»? Только прочитать её в тысячный раз и отложить. Также Татьяна любит перечитывать «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, обожает многих современников. Конечно, это всего лишь капля в море избранной литературы поэтессы.
Красноярск поэтический
Красноярская поэзия востребована. Татьяна называет имена: Ульяна Яворская, Рустам Карапетян, Иван Клиновой, Оксана Горошкина, Ольга Гуляева, Владимир Полухин, Виталий Овчаренко.
— Многие красноярские поэты сильно моложе меня. Это означает: растут. Значит, людям нужна поэзия. То, что в Красноярске подросла приличная плеяда поэтов, мне стало особенно заметно на маяковских чтениях. В этом году Владимиру Маяковскому исполнилось бы 130 лет. Пришедшие на праздник поэты читали его стихотворения и одно-два своих. Получилось мощно!
Татьяна — частый гость конкурса чтецов. Поэтому она прекрасно знает не только о чём пишут жители нашего города, но и как они читают стихи. Говорит, дети читают хорошо, но к учителям есть важное замечание.
— Ребёнок, отправляясь на конкурс, спрашивает совета, что следует выбрать, что ему подходит, он вам доверяет! Зачем же наотмашь предлагать ребёнку стихотворение из школьной программы, которое он не понимает, не прожил, не чувствует, которое ему не по возрасту? Читает шестиклассница есенинское «Письмо к женщине» и нам в жюри грустно становится. Подправить бы это место неравнодушными учителями и читать будем лучше всех. — размышляет поэтесса.
Знаменитые гости
Татьяна всегда интересно рассказывает об известных людях. В астафьевский музей, где Татьяна Долгополова несколько лет работала экскурсоводом, частенько наведывались знаменитости, приезжавшие в наш город на гастроли.
— Все ведут себя по-разному. Вениамин Смехов — до удивления скромен и невероятно умен! Такой кладезь! Я рядом не стою, иногда хотелось спросить: это вы сейчас о чем говорили? Очень скромен Игорь Борисович Скляр. А вот Харатьян — звезда! Знает себе цену. Евгений Евтушенко — его команда между собой ласково называла «дедушка» — перед ним все на цыпочках. В музее он везде заглянул, всё посмотрел, миллион вопросов задал. И вдруг получилось, что мы с ним ненадолго остались наедине. О чем говорить двум поэтам? Я прочитала одно из своих стихотворений.
Едва проснувшись — лгу.
И засыпая — лгу.
Я откровенно лгу
во сне и на бегу.
Зато — всегда права.
Зато — какой успех!
Услышав: «Как дела?"
Солгу я: «Лучше всех!"
Я лгу, но я довольна:
спасает ложь от бед.
Вы спрашивали: «Больно?"
И я лгала вам: «Нет!"
Я в этой лживой луже
увязла навсегда.
Вы спрашивали: «Сдюжишь?"
И я лгала вам: «Да!"
Моя земная жизнь
отчаянно проста:
она из чистой лжи.
Я лгу. Везде. Всегда:
в ночи, и поутру,
и в снегопад, и в дождь...
И если я умру,
не верьте — это ложь.
Евтушенко отреагировал: «Сегодня будешь читать на моем вечере». Так Татьяна оказалась на одной сцене с великим поэтом. На мой взгляд, это и есть признание её таланта.
— Однажды в музей приехали актёры из театра Фоменко. Я вела экскурсию и краем глаза заметила, что они переговариваются и кивают в мою сторону. Может, что-то не так говорю? Спросила. Оказалось, они посчитали, что я похожа на актрису их театра Наталью Фоменко. Вы могли видеть её в фильме «Собачье сердце», в роли Вяземской. Я пересмотрела отрывок с ней несколько раз, признаюсь, никакого сходства не нашла... Но им тогда так показалось, долго шептались. — делится Татьяна.
Стихотворение, посвящённое нашей семье
В твоём доме слышно,
Как стучит поезд.
В твоём доме слышно,
Как сопят дети.
А на мне замкнулся
Часовой пояс
И звездой Полярной
Мне в лицо светит.
На восток пойдешь ты
Или на запад...
Я б куда ни шла,
Везде вокруг — север.
Но с тобой встретимся
Уже завтра,
Потому что в это
Мы с тобой верим.