Новости

Вместо пляжа лишь мираж

Вместо пляжа лишь мираж

Вместо пляжа лишь миражПотребительский ажиотаж в красноярских турфирмах начался задолго до новогодних каникул. В декабре менеджеры компаний устало отвечали, что путевок нет,а люди без разбора скупали все со значком “горящие туры”. Часть туристов так и не попала на теплые пляжи: одна из фирм, собравших деньги, исчезла. Однако и те, кто успел отогреться под заморским солнцем, не всегда остаются довольны. В службах по защите прав потребителей ожидают обычный постновогодний вал жалоб и не устают предупреждать — будьте внимательны.

— Еще в декабре к нам поступило обращение: туристы приехали в Ергаки, их поселили не в тот домик, который был указан в договоре, а похуже, — рассказывает ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Лейла Керимова. — Естественно, возвратившись домой, они захотели вернуть часть денег. По их жалобе Роспотребнадзор провел проверку, и выяснилось, что фирмы уже нет. Более того, компания с таким ИНН в реестре юридических лиц вообще никогда не была зарегистрирована. Все указанные телефоны недоступны. Получается, что фирма была создана на пару недель, после чего “бизнесмены” испарились. Компенсацию ущерба сейчас требовать не с кого. Туристам нужно быть очень внимательными и дотошными при обращении в туркомпанию. А консультацию можно получить в Рос-
потребнадзоре.

В первую очередь эксперт советует обратить внимание на свидетельство о регистрации туристической компании: сколько фирма существует на рынке. Впрочем, и это не показатель: прошлым летом немало людей было обмануто агентством, которое существовало на рынке не один год. Красноярцы остались без путевок и без денег, судебная тяжба идет и по сей день. Поэтому, прежде чем отдавать деньги, стоит провести и свое, так сказать, частное расследование.

Нелишним будет и поиск информации в Интернете: хотя официальных черных списков не существует, практически на каждую компанию можно найти отзывы туристов. Кроме того, на сайте министерства туризма размещен реестр туроператоров, которые имеют финансовое обеспечение своей деятельности. Эти компании сами формируют туры, имеют самолеты и гостиницы, профессиональных гидов. Путевки туроператор реализует либо напрямую туристам, либо, что встречается чаще, через региональные турагентства. Лейла Керимова советует при обращении в красноярскую турфирму узнать, чей продукт она представляет. А потом можно связаться напрямую с туроператором и уточнить, действительно ли они работают с конкретным агентством. Это будет некоей гарантией того, что поездка состоится. К тому же деятельность внесенных в реестр туроператоров застрахована, значит, если что-то сорвется, можно рассчитывать на компенсацию.

— К сожалению, в реестр входят только туроператоры, турагентства менее подвержены контролю, — рассказывает депутат Заксобрания Владислав Зырянов. — Наиболее часто встречается следующая схема: агентство собирает деньги, но не передает их оператору. Человек только в аэропорту может узнать, что его тур, авиабилеты, гостиница не оплачены и отпуск под угрозой. Хотелось бы, чтобы правоохранительные органы занимались такими делами дотошнее, поскольку сейчас подобные действия даже мошенничеством не всегда признают, а значит, и уголовное дело не заводят. Хочется, чтобы информация о недобросовестных фирмах распространялась более открыто. Например, скандал с обманутыми летом туристами мог бы не состояться, если бы они заранее знали, что фирма, куда они обратились, была еще в начале прошлого года замешана в нескольких судебных тяжбах. Поэтому мы рекомендовали регулярно размещать информацию в СМИ и на официальном сайте Роспотребнадзора о правонарушениях в сфере туристских услуг.

В прошлом году рабочая группа регионального проекта “Единой России” — “Внимание: подделка”, куратором которой является Зырянов, начала формировать общие правила для работы краевой туриндустрии. В частности, они предложили создать рейтинг местных туркомпаний с учетом их стажа работы, финансовой стабильности, репутации. Кроме того, Роспотребнадзор совместно с Ассоциацией туристических организаций края разработали типовой договор, соответствующий всем законам.

— Мы видим, насколько беспомощна формулировка “рынок все отрегулирует”: типовой договор используют турфирмы, входящие в ассоциацию, но его навязывание всем предпринимателям невозможно и незаконно, — говорит депутат. — Хотя документы, которые составляют сами бизнесмены, а туристы подписывают не глядя, слишком часто содержат грубые ошибки.

Регулярные проверки Роспотребнадзора показывают, что нарушений прав туристов с годами не становится меньше. А потому расслабляться не стоит ни на секунду. Пока не подписан договор, не стоит передавать деньги, каждое изменение в бумагах стоит фиксировать письменно. А особенно внимательно стоит читать то, под чем ставится подпись. Так, например, многие компании прописывают штрафные санкции для потребителей, которые вдруг решили отказаться от путешествия. А по закону турист может передумать в любое время, при этом ему должны вернуть деньги, кроме тех, что уже были потрачены на организацию тура (часто это всего лишь стоимость междугородних звонков). Ограничивают турфирмы и срок предъявления претензии в случае недовольства качеством поездки. Вместо законных 20 дней с момента окончания договора предлагают 10. А самый “любимый” пункт договора гласит: “Турагентство имеет право в одностороннем порядке заменить гостиницу, а также изменить стоимость путевки в случае резкого удорожания авиабилетов”. Гражданский кодекс же говорит, что одностороннее изменение договора, одной из сторон которого является гражданин, использующий услуги для личных, семейных и иных нужд (не связанных с предпринимательской деятельностью), не допускается.

Конечно, по жалобам пострадавших потребителей проводятся проверки, и виновных руководителей штрафуют. В некоторых случаях люди отсуживают и потраченные деньги, и компенсацию за моральный ущерб. А потому нужно не бояться переспрашивать, просить копии лицензии и свидетельства о регистрации, не верить менеджерам на слово и фиксировать все детали, вызывающие недовольство. Понятно, что мало кому хочется думать о неприятностях перед долгожданным отпуском, но чтобы вместо ласкового тропического солнца не получить порцию судебных тяжб, все-таки стоит побыть въедливым потребителем.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА