Наука и образование
Специалисты дали советы, как правильно подготовить детей к новому учебному году
У школьника обязательно должно быть свободное время для подвижных игр.
Менять режим резко, за один день, или привыкать постепенно? Семьи, где растут школьники, входят в новый учебный год по-разному. Кто-то в течение августа понемногу морально готовит ребёнка к школе, кто-то уверен, что до последнего дня каникул не стоит вспоминать об учёбе. А как с точки зрения физиологии и психологии всё-таки будет правильно — рассказали специалисты.
Не меньше девяти часов
В Роспотребнадзоре обратили внимание, что поздняя адаптация всегда сказывается на успеваемости в целом. По мнению специалистов, чем раньше начнётся процесс подготовки к школьному режиму, тем легче будет ребёнку перестроиться на новый распорядок дня. Лучшее время — прямо сейчас, когда лето ещё не закончилось.
Если в каникулы ребёнок часто спал до обеда, а ночью сидел с телефоном, перестроиться за пару дней ему будет сложно. Сейчас, за две недели до начала занятий, можно постепенно сдвигать время подъёма и сна. Это поможет организму физически привыкнуть к раннему пробуждению.
При утреннем подъёме в семь часов рекомендовано ложиться спать не позднее 22 часов. Оптимальная продолжительность сна ребёнка в зависимости от возраста должна составлять 9–11 часов. Но соблюдать это правило зачастую сложно, поскольку дети могут поздно возвращаться с кружков и секций, долго выполнять домашние задания.
Чтобы предупредить усталость детей, стараться соблюдать режим нужно всей семье. Он включает время подъёма и отхода ко сну, его продолжительность, приёмы пищи, занятия, свободные часы.
Привыкнуть к новому распорядку ребёнку будет гораздо легче, если его поддержат родители.
Специалисты рекомендуют ложиться спать в одно и то же время, даже в выходные лучше не менять существующий порядок. Все активные игры, спортивные занятия желательно ограничить за пару часов до сна.
Пока есть время, нужно уделить внимание профилактике. Перед учёбой специалисты рекомендуют посетить с ребёнком врачей: стоматолога, терапевта, лора, окулиста, хирурга.
На уроки с радостью
Психологи отмечают, что нередко о возможных будущих трудностях больше беспокоятся взрослые, чем дети. Настроение встревоженных или недовольных родителей передаётся школьникам. Безусловно, каждый учебный год приносит свои сложности, но следует меньше акцентировать внимание на проблемах, которые ещё даже не возникли.
— С ситуациями, когда родители тревожатся больше детей, в своей практике сталкиваюсь достаточно часто, — говорит клинический психолог Инна Драчёва. — Постарайтесь относиться к началу школьной жизни с радостью, интересом. Для первоклассника это новая жизнь, новые друзья и опыт. Не нужно запугивать ребёнка. Будьте спокойным, понимающим и направляющим родителем. Ребёнок должен понять, что ситуации бывают разные и нужно уметь с ними справляться.По наблюдениям психолога, в среднем период адаптации занимает до девяти месяцев. Если есть какие-то трудности, не стоит ждать конца первого класса, но и торопиться, предпринимать какие-то кардинальные меры тоже не стоит. Для того чтобы привыкнуть, необходимо время. Скорректируйте режим дня, количество кружков в соответствии с тем, как ребёнок переносит нагрузки. Даже у занятого школьника должно быть два часа свободного времени в день.
Пусть будет праздник
Создать атмосферу радостного события помогут совместные покупки товаров для школы. Пусть ребёнок примет непосредственное участие в выборе канцелярии, аксессуаров, одежды. Первое сентября желательно отметить семейным праздником, и совсем не обязательно делать большое торжество или заказывать шоу-программу. Пусть это будет скромное чаепитие с любимыми пирожными, но именно в честь школьника.
Если есть какие-то проблемные вопросы с учебным заведением, учителями, лучше не обсуждать это при ребёнке. Расскажите ему какие-то добрые, весёлые истории из своего детства, вспомните учителей, которые нравились. Не критикуйте педагогов в присутствии ребёнка, не выискивайте недостатков. Как говорят психологи, переключите фокус внимания с негатива на позитивные моменты, они точно есть.
Проявить себя
У каждого детского возраста — свои особенности. Родителей вчерашних дошколят волнует, как малыш освоится в совершенно новой для себя обстановке, как сложатся отношения с учителем и сверстниками.
Непросто приходится в школе гиперактивным детям, а таких ребятишек сейчас много. Они могут быть очень развиты для своего возраста, эрудированы и общительны, но сконцентрироваться и соблюдать дисциплину им крайне сложно.
Главная задача родителей гиперактивного ребёнка, посещающего начальную школу, — удержать интерес к процессу обучения. Специалисты центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» обращают внимание, что как раз на время обучения в начальной школе приходится пик проявлений гипердинамического синдрома. Непоседливого ребёнка неизбежно ждут одёргивания, замечания со стороны педагогов. Преодолеть всё это родителям и детям бывает трудно.
Как же удержать интерес гиперактивного ребёнка к школе? Таких детей привлекает общение. Они любят массовые мероприятия, и ученику нужно дать возможность проявить себя. Он может не слишком успевать на уроках, но зато быть звездой на сцене.
Родителям психологи советуют поддерживать ребёнка во всех его попытках пробовать что-то новое. Недопустимо его высмеивать, а наказывать за излишнюю активность — бесполезно.
Гиперактивным детям требуется пространство для проявления себя. Они будут искать выход своим эмоциям. Подвижным детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, природными материалами, все виды физической активности.
Родителям нужно постараться удерживаться от постоянных замечаний и настойчивых попыток вмешаться в деятельность ребёнка. Психологи отмечают, что иногда взрослые используют давление и контроль даже тогда, когда дети не делают ничего предосудительного. При этом необходимо определить рамки поведения: что можно и что нельзя.
Также шустрым школьникам нужно предоставлять больше самостоятельности в делах и решениях, а если есть возможность — организовать дома спортивный уголок.
В тему
Безопасность на улице и дома — то, о чём следует поговорить с ребёнком в первую очередь. Многим детям уже с первого класса предстоит привыкать к самостоятельности. Родителям и ребёнку необходимо вместе заранее составить и пройти удобный и безопасный маршрут от дома к школе. Даже если первое время ученика будут возить на машине, знать дорогу необходимо. Подружитесь с другими родителями в классе, возможно, среди них есть ваши соседи, и вы будете сопровождать детей по очереди.
Безопасность включает разные аспекты: соблюдение правил дорожного движения, осторожность в общении с незнакомыми людьми, знания, что делать в экстренной ситуации дома и на улице.
Акцент
Правильный настрой создаёт оборудование собственного рабочего места. Удобная мебель, хорошее освещение, детали интерьера, которые выберет сам школьник, помогут ребёнку быстрее привыкнуть к новому укладу жизни.