Новости

Проверка холодом

Проверка холодом

Проверка холодомРаскалялся от звонков многоканальный телефон службы “005” за время затяжных январских холодов не раз. Любой, пусть даже небольшой инцидент с поставкой тепла или электроснабжением в мороз становился серьезной проблемой для жителей. Когда за окном под минус 40, очень неуютно жить в плохо прогреваемой квартире, еще неуютнее остаться без электричества.

На что жаловались жители и как реагировали на просьбы красноярцев коммунальщики — этот вопрос стал основным на совещании, которое собрал в пятницу глава города Петр Пимашков.

Как показал анализ обращений, именно звонков по электроснабжению было зафиксировано в первую декаду января больше всего: почти половина из общих 17 тысяч. Чаще всего проблемы возникали у жителей частного сектора — микрорайонов Покровка, Николаевка, Торгашино.

— В большинстве случаев электричество отключали на два-три часа, — констатировал руководитель департамента городского хозяйства Виктор Ящук. — Основная причина перебоев в том, что потребление электроэнергии существенно возросло, а пропускная способность линий электропередач осталась старой, рассчитанной несколько десятков лет назад. К тому же за эти годы линии серьезно износились.

По мнению Виктора Ящука, МРСК Сибири нужно, как минимум, в два раза увеличить объемы перекладки линий и переоборудования подстанций. Пока, увы, о таких темпах работ приходится только мечтать. Как правило, энергетики ссылаются на нехватку средств под инвестиционные программы.

По теплу большая часть массовых обращений поступила от жителей Советского района. ТЭЦ-3 не справлялась с поставкой необходимого для затяжных холодов количества тепловой энергии. И снова проблема оказалась связана с развитием: энергетики перенесли на следующий, 2011 год ввод в эксплуатацию первого энергоблока.

Но вопрос, считают в мэрии, можно было решить, купив тепло у других поставщиков, например у “Крастяжмашэнерго”, имеющего свободные мощности.

Пока же за недогрев придется ответить рублем. Как отметил руководитель администрации Советского района Владимир Мурысин, предоставление некачественных услуг в обязательном порядке должно повлечь за собой перерасчет оплаты, и соответствующие претензии поставщикам самого большого района Красноярска уже предъявлены.

Разрозненные звонки по плохому отоплению, поступавшие из разных районов и разных домов, выявили еще несколько системных проблем. Одна из них сходна с “электрическим вопросом”: большинство тепловых сетей города далеки от идеального состояния.

— По муниципальным сетям серьезных вопросов не возникает, мы уже не первый год заменяем больше труб, чем необходимо по нормативу, чтобы компенсировать предыдущие пробелы, — поясняет Виктор Ящук, — а объемы перекладки сетей Енисейской ТГК по-прежнему остаются очень низкими. Конечно, это уже не те минимальные цифры, что были в 2005—2006 годах, но и в 2009-м было заменено лишь 19 километров труб при нормативных 40. А на следующий год планы энергетиков и того ниже — 11 километров сетей. Это очень мало.

Другая проблема связана с домами популярной и по сегодняшний день у строителей 97-й серии. Почему-то именно в этих зданиях межпанельные швы зачастую становятся дополнительной и совсем нежелательной для жителей системой вентиляции — очень уж быстро выдувает она тепло из квартир. А вот предусмотренная по проекту вентиляция в домах этой серии, напротив, почему-то не всегда обеспечивает должное циркулирование воздуха. В результате стены начинают покрываться плесенью, что вряд ли может порадовать жильцов.

Особо обсуждался на совещании у главы города вопрос по отдельному дому в Северном — на улице 9 Мая, 58. Как выяснилось при комиссионной проверке, постоянные жалобы жильцов на холод в квартирах — следствие строительного брака. В свое время заказчик и подрядчик компания «Сибиряк» использовала при возведении этого дома пустотелые панели. В результате обогревать его — все равно что топить улицу, добиваясь глобального потепления. Можно ли по прошествии шести лет после сдачи дома в эксплуатацию предъявить претензии недобросовестным строителям, сейчас выясняют юристы. Но в любом случае добиться комфортной температуры в этом доме можно будет только одним способом: утеплив стены, например обшив их навесными фасадами. Вопрос только — за чей счет будут производиться эти недешевые работы.

А вот кто должен нести затраты на так называемое “восстановление теплового контура”, а проще говоря на качественную заделку щелей в окнах и дверях отдельно взятых квартир, очевидно — собственники тех самых отдельно взятых квартир. Но, как показали звонки в службу “005” и на горячий телефон главы города, не все красноярцы это понимают. Иногда для разъяснения требовался выезд целой комиссии, которая убеждалась: в квартире этажом выше тепло, этажом ниже — тоже, а у жалующегося на низкую температуру действительно холодно, и только потому, что к зиме он свое жилье не готовил.

— По нашему району выявлено три таких случая, — говорит Владимир Мурысин, — не чем иным, как расхлябанностью и безответственностью собственников, объяснить их невозможно. И владельцы квартир в каждом из этих случаев соглашались с тем, что сами должны приложить усилия, чтобы в их квартире стало тепло.

Несколько подобных случаев по городу было связано с квартирами, где живут арендаторы. Хозяева такого жилья считают пределом своей ответственности своевременное взимание платы, хотя закон напрямую возлагает на них ответственность за качество сдаваемых внаем площадей. Но люди у нас в законах не сильны, поэтому претензии по привычке предъявляют прежде всего местной власти.

И все же в основном обращения были вполне обоснованными. Более того, как подчеркнул Петр Пимашков, 90 процентов из них относятся к числу решаемых.

— Мое личное общение с горожанами по вопросам теплоснабжения показало: многие люди по нескольку лет обращались в различные службы и не могли добиться решения своих проблем, не могли достучаться до власти, — отметил глава города, — люди у нас в подавляющем большинстве понимающие, и если проблему нельзя решить, они готовы ждать. Но они совершенно правильно отказываются понимать представителей власти в том случае, когда вопрос можно легко снять, а он не решается из года в год. Так быть не должно. Нельзя относиться к проблемам людей с точки зрения статистки: если крупных инцидентов не было, значит все хорошо. Да, по-крупному город с повышенными нагрузками справился. Но и проблемы каждого отдельного дома, каждой отдельной квартиры должны рассматриваться внимательно и решаться оперативно.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА