Новости

Колесо закона

Колесо закона

Колесо законаКак бы не заявляли владельцы маленьких пазиков, что они сегодня вполне способны обслуживать городские маршруты, похоже, что их время уходит. Если понаблюдать за пассажирами на остановках, послушать их разговоры, то станет ясно: после того как в городе заметно увеличилось число больших автобусов, люди предпочитают дожидаться их, а не садиться в маленький и устаревший.

Когда в прошлом году департамент транспорта потребовал у перевозчиков заменить используемые ими пазики на автобусы большей вместимости, предприниматели обратились в Управление федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (УФАС). Антимонопольщики выдали департаменту предписание о незаконности его действий и нарушении закона “О конкуренции”. И вот спустя несколько месяцев судебных тяжб Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил требования департамента транспорта о признании недействительными решений и предписаний Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. Суд фактически признал необходимость осуществления перевозок пассажиров вместительными автобусами, обеспечивающими качественные и безопасные условия для пассажиров. Перевозчики отреагировали новыми исками и высказываниями с экранов телевизоров: “Муниципальный транспорт в таком его виде городу не требуется”.

— Те, кто говорят, что в сегодняшнем состоянии муниципальный транспорт не нужен, лукавят, — уверяет заместитель руководителя департамента транспорта Леонид Семенов. — Все, в том числе перевозчики, понимают, что только муниципальный транспорт является гарантом стабильности перевозок в городе. Вспомните, что происходило более 10 лет назад: появились частные перевозчики, у которых была только одна задача — любыми средствами получить как можно больше прибыли. Они установили свои более высокие тарифы, не стали покупать новый подвижной состав, не начали приобретать стоянки и производственные площади для ремонта и обслуживания автобусов, отказались перевозить льготных пассажиров и так далее. Процесс организации пассажирских перевозок в городе практически был уничтожен, как и система управления и контроля над работой пассажирского транспорта.

За последние два года ситуация поменялась коренным образом. На смену хаосу, неразберихе пришла четко выстроенная система организации, управления и контроля над работой пассажирского транспорта. Появилась новая маршрутная сеть, система распределения маршрутов между перевозчиками, организовано новое автобусное предприятие © 5, заменен подвижной состав в муниципальных пассажирских автотранспортных предприятиях © 2 и © 7. Особое развитие получила система управления и контроля с использованием спутниковой навигации. Решен вопрос о перевозке льготников, осуществляется работа по замене подвижного состава у частных перевозчиков, много сделано и для повышения культуры обслуживания пассажиров: объявление остановок, экипировка подвижного состава и остановочных пунктов. Как отмечают в департаменте транспорта, осталось только совершенствовать и шлифовать достигнутые результаты, но вместо этого им приходится тратить значительную часть времени на судебные тяжбы с предпринимателями, которым произошедшие перемены пришлись не по нраву.

На протяжении последнего года Ассоциация перевозчиков и УФАС опротестовывали практически все правовые акты, принятые в целях упорядочения перевозочной деятельности в городе и крае. Так, оспорены основные положения Закона Красноярского края “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае”: перевозчик полагал, что организатором пассажирских перевозок органы муниципальной власти, то есть департамент транспорта, выступать не могут. Красноярским краевым судом такие исковые требования не были удовлетворены, а Верховный суд только подтвердил это решение. Перевозчики и УФАС попытались оспорить отдельные положения “Правил транспортного обслуживания населения в г. Красноярске”. По их мнению, департамент транспорта не может осуществлять контроль над предпринимателями, обслуживающими маршруты, не вправе требовать согласования маршрутов и расписания. Арбитражным судом Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано. Признал арбитражный суд, а потом и краевой апелляционный суд законность постановления администрации Красноярска “Об утверждении маршрутной сети города Красноярска”, несмотря на иски перевозчиков.

— Большой резонанс получило дело перевозчиков, не желающих убирать с улиц города морально устаревшие автобусы малой вместимости негородского класса — ПАЗы, — рассказывает юрист департамента транспорта Лилия Глинская. — Дело в том, что маршрутная сеть определяет класс, категорию и вместимость транспорта, который должен ее обслуживать. У нас имеются точные расчеты пассажиропотока на разных маршрутах. Практически для всех автобусы малой вместимости не подходят. Дело в том, что превышение норм предельной вместимости транспортных средств не допускается, а в маленькие автобусы зачастую набивалось пассажиров вдвое больше разрешенного. Это в первую очередь сказывается на безопасности: сколько было случаев, когда люди выпадали из открытых дверей и получали травмы. Департамент транспорта, действуя в рамках закона, потребовал заменить несоответствующий подвижной состав. И это дело было нами выиграно, несмотря на очень активную поддержку УФАС, которую эта служба оказывала перевозчикам.

В настоящее время в арбитражном суде находятся заявления перевозчиков, оспаривающих право департамента транспорта на проведение открытых конкурсных отборов для работы на городских маршрутах. Причем судятся даже те предприятия, у которых имеется всего один автобус. Когда их спрашивают, как можно в этом случае выполнить расписание и что будет при поломке, отвечают: “Пусть пассажиры ждут на остановках!”.

— Будем и дальше отстаивать закон и права пассажиров, —
подытожил Леонид Семенов. — Мы работали и будем работать над созданием равных условий для честной конкуренции на рынке пассажирских перевозок для предприятий всех форм собственности и для создания комфортных, качественных и безопасных условий проезда для горожан.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА