Новости

Кому нужны речные волки?

Кому нужны речные волки?

Кому нужны речные волки?Сегодняшние проблемы Красноярского детского речного пароходства его директор Валерий Гамолин предсказал еще два года назад. Именно тогда школа юных речников поменяла статус и вместе с ним балансодержателя. Пароходство после вхождения Красноярского командного речного училища в состав Новосибирской академии водного транспорта стало отделением начальной профессиональной подготовки иногороднего вуза. По большому счету, в этом нет ничего страшного, и даже есть своя логика, которая заключается в цепочке непрерывного профессионального образования — от школы до вуза, то есть детей начинают готовить в речники начиная с седьмого класса…. Если бы не одно “но”.

Новосибирская академия не включила наше детское пароходство в смету на 2010 год. В головном управлении говорят, что на красноярских детей нет денег. А средства в данный момент очень и очень нужны.

С октября детей и педагогов не пускают в собственное помещение на проспекте имени газеты “Красноярский рабочий”, 115а. Классы опечатаны по распоряжению пожарной инспекции.

— Пожарные нам вынесли предписание, в котором было более двадцати пунктов недочетов, подлежавших обязательному устранению, — рассказывает Валерий Гамолин. — Сейчас осталось всего пять, но они являются непреодолимым препятствием для нормальной работы пароходства. Если часть недочетов мы ликвидировали собственными силами, то, например, установить самостоятельно пожарную сигнализацию и сделать запасной выход мы не можем — на это нужны большие деньги. Чтобы устранить оставшиеся нарушения в здании, требуется 2,5 миллиона рублей. Но взять их неоткуда.

В жизни детского пароходства были разные периоды: пять лет его содержало Енисейское пароходство, пятнадцать — речное училище. Сегодня сложилась критическая ситуация — организация на грани закрытия.

— Нельзя сидеть и ждать, когда объявят, что пароходство закрывается, детей распускают по домам, а педагоги должны искать новую работу, — уверен Валерий Кузьмич, человек, который отдал речному флоту всю жизнь, прошел путь от практиканта до капитана судна. — Я работаю здесь двадцать пятый год, и мне, как говорится, “за державу обидно”. Но обидней всего за учеников. Мы ведь не только готовим школьников к будущей профессии, но и отвлекаем их от дурных дел и мыслей.

Кстати, именно для постоянного пополнения флота молодыми кадрами Енисейское речное пароходство в апреле 1977 года и организовало школу юных речников. Отсюда вышла треть сотрудников Енисейского пароходства. Нынешний директор Красноярского речного училища Олег Барташев также в свое время был курсантом детского пароходства. Тридцать три года здесь учат азам флотской профессии. Еще несколько лет назад такелажному делу, лоции и еще 12 специальным предметам ежегодно обучались пятьсот ребятишек. Сейчас осталось только восемьдесят. Вообще, наше детское пароходство — явление уникальное, таких организаций, где готовят будущих речных волков, всего три на всю страну: в Москве, Нижнем Новгороде и Красноярске.

— Раньше, — вспоминает Валерий Гамолин, — мы ежегодно обходили красноярские школы и набирали на курсы около девятисот человек. Может, и сегодня к нам записывалось бы не меньше подростков, но мы просто физически не способны обойти все школы города. Если раньше у нас в штате было 43 специалиста, сегодня — всего три. Мастер с воспитателем в начале учебного года отправляются по образовательным учреждениям, а я веду запись по телефону. Дети с охотой идут к нам: все-таки романтику речных просторов и путешествий никто не отменял. Нравится все это ребятишкам.

Забыли здесь, что такое и самостоятельные дальние навигации в летнюю практику. В прошлом году дошли на учебном судне “Юнга” лишь до Дивногорска. Раньше плавпрактика длилась до пятнадцати суток, ребята с наставниками доходили до Туруханска, Верхнеимбатска, Бахты. Самый ближний рейс был до Подтесово. Сегодня такие дальние путешествия невозможны. Навигация стоит денег, которых нет. В последнее время в детском пароходстве выкручиваются как могут: доктора ищут среди родителей, кока же нанимают на средства пап и мам учеников. Помогает по старой дружбе ребятам и Енисейское пароходство: смазкой, топливом и так далее.

Раньше ребятам в пароходстве выдавалась форма речника, но теперь ее больше не заказывают, новое поколение донашивает то, что осталось от их предшественников. Начальник сам готов искать деньги на содержание и развитие детского пароходства.

— Для этого нам нужно хотя бы установить статус юридического лица, чтобы открыть собственный счет, куда бы можно было перечислять средства, — поясняет Владимир Гамолин. — Пока мы существуем только в качестве отделения начальной профессиональной подготовки вуза, это невозможно.

Сейчас Валерий Кузьмич ходит по инстанциям: обращается за помощью к депутатам, чиновникам, коллегам-речникам. Очень надеется, что их организацию, которая более тридцати лет верой и правдой служила городу и краю, готовила новые кадры для Енисейского речного флота, не оставят в беде, и Красноярское детское пароходство не пойдет на дно.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА