Новости
Кому нужны речные волки?
Сегодняшние проблемы Красноярского детского речного пароходства его директор Валерий Гамолин предсказал еще два года назад. Именно тогда школа юных речников поменяла статус и вместе с ним балансодержателя. Пароходство после вхождения Красноярского командного речного училища в состав Новосибирской академии водного транспорта стало отделением начальной профессиональной подготовки иногороднего вуза. По большому счету, в этом нет ничего страшного, и даже есть своя логика, которая заключается в цепочке непрерывного профессионального образования — от школы до вуза, то есть детей начинают готовить в речники начиная с седьмого класса…. Если бы не одно “но”.
Новосибирская академия не включила наше детское пароходство в смету на 2010 год. В головном управлении говорят, что на красноярских детей нет денег. А средства в данный момент очень и очень нужны.
С октября детей и педагогов не пускают в собственное помещение на проспекте имени газеты “Красноярский рабочий”, 115а. Классы опечатаны по распоряжению пожарной инспекции.
— Пожарные нам вынесли предписание, в котором было более двадцати пунктов недочетов, подлежавших обязательному устранению, — рассказывает Валерий Гамолин. — Сейчас осталось всего пять, но они являются непреодолимым препятствием для нормальной работы пароходства. Если часть недочетов мы ликвидировали собственными силами, то, например, установить самостоятельно пожарную сигнализацию и сделать запасной выход мы не можем — на это нужны большие деньги. Чтобы устранить оставшиеся нарушения в здании, требуется 2,5 миллиона рублей. Но взять их неоткуда.
В жизни детского пароходства были разные периоды: пять лет его содержало Енисейское пароходство, пятнадцать — речное училище. Сегодня сложилась критическая ситуация — организация на грани закрытия.
— Нельзя сидеть и ждать, когда объявят, что пароходство закрывается, детей распускают по домам, а педагоги должны искать новую работу, — уверен Валерий Кузьмич, человек, который отдал речному флоту всю жизнь, прошел путь от практиканта до капитана судна. — Я работаю здесь двадцать пятый год, и мне, как говорится, “за державу обидно”. Но обидней всего за учеников. Мы ведь не только готовим школьников к будущей профессии, но и отвлекаем их от дурных дел и мыслей.
Кстати, именно для постоянного пополнения флота молодыми кадрами Енисейское речное пароходство в апреле 1977 года и организовало школу юных речников. Отсюда вышла треть сотрудников Енисейского пароходства. Нынешний директор Красноярского речного училища Олег Барташев также в свое время был курсантом детского пароходства. Тридцать три года здесь учат азам флотской профессии. Еще несколько лет назад такелажному делу, лоции и еще 12 специальным предметам ежегодно обучались пятьсот ребятишек. Сейчас осталось только восемьдесят. Вообще, наше детское пароходство — явление уникальное, таких организаций, где готовят будущих речных волков, всего три на всю страну: в Москве, Нижнем Новгороде и Красноярске.
— Раньше, — вспоминает Валерий Гамолин, — мы ежегодно обходили красноярские школы и набирали на курсы около девятисот человек. Может, и сегодня к нам записывалось бы не меньше подростков, но мы просто физически не способны обойти все школы города. Если раньше у нас в штате было 43 специалиста, сегодня — всего три. Мастер с воспитателем в начале учебного года отправляются по образовательным учреждениям, а я веду запись по телефону. Дети с охотой идут к нам: все-таки романтику речных просторов и путешествий никто не отменял. Нравится все это ребятишкам.
Забыли здесь, что такое и самостоятельные дальние навигации в летнюю практику. В прошлом году дошли на учебном судне “Юнга” лишь до Дивногорска. Раньше плавпрактика длилась до пятнадцати суток, ребята с наставниками доходили до Туруханска, Верхнеимбатска, Бахты. Самый ближний рейс был до Подтесово. Сегодня такие дальние путешествия невозможны. Навигация стоит денег, которых нет. В последнее время в детском пароходстве выкручиваются как могут: доктора ищут среди родителей, кока же нанимают на средства пап и мам учеников. Помогает по старой дружбе ребятам и Енисейское пароходство: смазкой, топливом и так далее.
Раньше ребятам в пароходстве выдавалась форма речника, но теперь ее больше не заказывают, новое поколение донашивает то, что осталось от их предшественников. Начальник сам готов искать деньги на содержание и развитие детского пароходства.
— Для этого нам нужно хотя бы установить статус юридического лица, чтобы открыть собственный счет, куда бы можно было перечислять средства, — поясняет Владимир Гамолин. — Пока мы существуем только в качестве отделения начальной профессиональной подготовки вуза, это невозможно.
Сейчас Валерий Кузьмич ходит по инстанциям: обращается за помощью к депутатам, чиновникам, коллегам-речникам. Очень надеется, что их организацию, которая более тридцати лет верой и правдой служила городу и краю, готовила новые кадры для Енисейского речного флота, не оставят в беде, и Красноярское детское пароходство не пойдет на дно.