Новости

В лидерах приватизации

В лидерах приватизации

В непростой ситуации спада экономической активности власти необходимо было придумать и воплотить в жизнь неординарные меры стимулирования предпринимателей. Одним из направлений стал комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. Здесь особо выделяется Федеральный закон © 159-ФЗ, дающий возможность на льготных условиях выкупить арендуемое имущество.

Впрочем говорить об этом законе как об антикризисной мере вряд ли правильно. Сам закон 159-ФЗ был принят еще до начала мировых экономических катаклизмов. Сокращение финансовых ресурсов в 2009 году сказалось на его исполнении не лучшим образом. С одной стороны, перспективы льготного выкупа не слишком хороши для “кризисных” бюджетов. С другой — недостаток кредитных источников привел к тому, что активность предпринимателей оказалась ниже расчетной. Причем значительно.

Как рассказала нам начальник отдела приватизации департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска Арина Лопатина, в нашем городе ситуация в этом смысле не отличается от общероссийской.

— Реализация Федерального закона © 159-ФЗ в принципе близится к завершению, так как конечный срок действия закона — 1 июля 2010 года. Тема о том, что действие закона будет продлено, оживленно обсуждается, но конкретных правительственных шагов в этом направлении пока нет. Что можно сказать об итогах 2009-го? В целом у нас были заключены договоры купли-продажи на 94 объекта, находившихся ранее в муниципальной собственности. Среди них лишь один был продан на аукционе по 178-му Федеральному закону.

Таким образом, львиная доля приватизированных объектов отчуждалась именно на льготных условиях по закону 159-ФЗ. На 93 объекта муниципальной собственности заключено 80 договоров купли-продажи. Это различие в цифрах объясняется тем, что некоторые арендаторы смогли выкупить два помещения. Кстати, на этапе подготовки к реализации закона о льготной приватизации возможность выкупа нескольких помещений вызывала определенные сомнения. Однако сегодня этот вопрос решен положительно. Единственное ограничение диктуется краевым законом, установившим параметры льготной приватизации — предельную площадь и предельный срок рассрочки платежей. Максимум, подлежащий льготному выкупу, согласно закону, — тысяча квадратных метров. Поэтому предприниматель, арендующий несколько помещений, может приватизировать их на особых условиях, если суммарная площадь не превышает этого норматива.

Что принесла льготная приватизация в городскую казну? Всего было продано объектов на сумму 600 миллионов 433 тысячи рублей. В бюджет города по итогам года фактически поступил 191 миллион 865 тысяч рублей. Оставшиеся деньги в соответствии с федеральным и краевым законодательством покупатели будут выплачивать равными долями в течение оговоренного в договоре срока рассрочки. Напомним, что, согласно региональному закону, это время составляет пять лет.

Таким образом, большая часть приватизированных объектов проданы именно благодаря возможностям, которые предоставил предпринимателям Федеральный закон © 159-ФЗ. И в этом есть несомненный положительный итог. Однако реальная активность предпринимателей оказалась гораздо ниже прогнозируемой. Согласно оценке департамента, в соответствии с законом можно было бы приватизировать более 700 объектов. Сегодня же количество рассмотренных заявлений составляет всего 26 процентов от предполагаемой суммы, которую специалисты департамента изначально планировали к отчуждению.

Стоит отметить, что администрация города предприняла ряд мер, чтобы стимулировать активность представителей малого и среднего бизнеса. Среди наиболее серьезных — решение об отмене 20-процентного первоначального взноса. Возможно, именно это решение на фоне общего улучшения финансовой ситуации в конце года привело к значительному росту заявлений в декабре — конец прошлого года был в департаменте очень напряженным.

В целом, по информации Арины Лопатиной, за период работы по закону 159-ФЗ поступило 212 обращений представителей малого и среднего бизнеса. Из этих заявлений на заседаниях комиссии по приватизации было рассмотрено 198. Те, что не успели вынести на обсуждение в прошлом году, перенесены на 2010-й. Было вынесено порядка тридцати отказов. По спорным случаям есть ряд судебных решений, вступивших в законную силу. Юридическая практика пока что только нарабатывается. В этом отношении в ноябре информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) по ряду вопросов уточнило формулировки. Но тем не менее даже оно не внесло полную ясность в ситуацию.

В течение года были и заявления, в которых субъекты отзывали свои ранее сделанные заявления по причине того, что объект полностью к приватизации готов не был.

— Эти отозванные заявления у нас до конца года все были отработаны, — говорит Арина Лопатина. — Документы приведены в соответствие. После устранения замечаний предприниматели смогли вновь обратиться и, соответственно, выкупили объекты.

На сегодня по пакету документов никаких изменений нет. Единственное новшество, как отметила Арина Лопатина, это необходимость для предпринимателей предоставлять отчетность за два прошедших года. Таковы требования Федерального закона © 209-ФЗ, регулирующего развитие малого и среднего предпринимательства. Подобная отчетность требуется для отнесения предприятий к категориям малого и среднего бизнеса, что, собственно, и позволяет претендовать на льготы при приватизации.

По количеству рассмотренных и принятых обращений Красноярск в сравнении с другими регионами хотя и не занимает лидирующее положение, но тем не менее находится в числе первых. Для сравнения: в Новосибирске принято около 250 заявлений, что несколько больше, чем в Красноярске. Однако надо учитывать, что и сам Новосибирск больше, чем краевой центр.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА