Проспект культуры
В Красноярске открылась выставка с работами особенных детей
Дети рисуют природу, животных и родных людей.
«Музей, в котором… всегда тепло» — так называется выставка, которая действует в культурно-историческом комплексе «Успенский». Авторы творческих работ — дети.
Выставка создана в рамках инклюзивного проекта «Музей, в котором…» Красноярского благотворительного фонда «Дари добро» в партнёрстве с художественным музеем им. В. И. Сурикова при поддержке краевой грантовой программы «Партнёрство» и Краевого центра поддержки общественных инициатив.
— Проведена большая работа в направлении инклюзии, — рассказала куратор проекта Ксения Ильченко. — Изначально была организована серия мастер-классов для семей с детьми от 6 до 18 лет с ментальными особенностями. Формат мастерской позволил объединить ребят и семьи с разным опытом в единую среду, сформировать комфортное пространство, где малыши не будут испытывать трудности, находясь на «чужой» территории.
Всего состоялось 10 занятий, на каждом отправной точкой были произведения из коллекции художественного музея. Ксения пояснила, что так организаторы хотели добавить в программу просветительскую составляющую: дети могли познакомиться с шедеврами русских живописцев.
— Мы выбирали для мастер-классов техники и материалы, которые пересекались бы с исходными полотнами художников. То есть предлагали для ознакомления картину, а ученики рисовали уже в собственной интерпретации, — пояснила Ксения. — Было интересно научить ребят техникам, чтобы они могли бы потом повторить их дома. Например, техника правополушарного рисования представлена в серии «Лето» — в работах с одуванчиками. Благодаря плотно нанесённой белой гуаши создаются фантазийные фоны. После хаотично обозначаются точки трёх цветов, а затем губкой или широкой кистью распределяются в одном направлении по всей поверхности бумаги.
В «Осени» занятие было посвящено аппликации: дети тонированным акварельным тоном заполняли лист, а после уже по заготовленным шаблонам вырезали листочки и наклеивали на общий фон, дополняя натюрморт фигурами кружек, чайников или ваз.
На занятиях были изучены работы с гуашью, пастелью, акварелью и аппликацией. Например, для серии «Зима» использовалась тонированная бумага, гуашь, кисти и ватные палочки.
— При создании зимних работ мы обсуждали с ребятами основные признаки этого времени года, праздники. Знакомились с произведениями Юлия Клевера «Зимний пейзаж», Антона Довнара «Мой друг — Учум» и Андрея Лекаренко «Девушка с Таймыра», — рассказала куратор выставки. — Важно было понять настроения художников и передать цвета, используемые ими в работе: свежий синий и голубой, солнечный жёлтый, закатный лиловый и розовый.
Главным украшением экспозиции стала весенняя серия, где участники мастерской должны были изобразить своих матерей. Тема выбрана не просто так — весна часто представляется в искусстве в нежных женских образах, а главной женщиной для малыша всегда остаётся его мама.
— Основное произведение, с которым мы работали, — «Портрет актрисы Тамары Макаровой» Владимира Лебедева. А примеры цвета брали из картины Игоря Грабаря «Сирень у входа в Абрамцевскую мастерскую», — пояснила Ксения. — Ребята знакомились с новым для них жанром. В этой серии нам помогала акварель — передала лёгкость и воздушность, а восковая пастель добавила яркости.
Ксения отметила, что было приятно увидеть, как дети с ментальными особенностями, которым проще что-то сделать по чёткому плану, схеме, шаблону, начали в своих работах проявлять себя: изображать новых персонажей — например, динозавров или человеко-горы. Это показывает, что ребята чувствовали себя максимально комфортно и расслабились.— По представленным работам можно легко прочитать характеры юных художников. Например, Ярослав очень организованный, любит точность, поэтому чётко распределяет зоны в рисунках, даже подписывал какие-то детали, — подчеркнула Ксения Ильченко.
Куратор инклюзивной деятельности Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова Екатерина Аникеева добавила, что родители учились рисовать вместе с малышами, каждый выполнял свои работы (некоторые «взрослые» рисунки тоже представлены в экспозиции). «Важный момент участия мам и пап в проекте — дистанцироваться от ребёнка, не вмешиваться в творчество малыша, не помогать. Помимо мастер-классов, в рамках проекта проходили занятия с психологом Натальей Щербиной в центре «Радуга», где взрослые могли проработать темы тревоги, стресса, эмоционального выгорания», — отметила Екатерина.
Участница проекта Екатерина Гроздина поделилась, что её дети с нетерпением ждали занятия в мастерской и даже дома старались повторить пройденное.
— Раньше приходилось спрашивать, хотят ли порисовать, а сейчас они сами готовят место для рисования, а после убирают. Заметила, что малыши стали более самостоятельными и усидчивыми, — отметила красноярка.
Мама одной из учениц мастерской Ирина Шабардина рассказала , что её дочь с удовольствием посещала мастер-классы, а приятная обстановка сказывалась на поведении ребёнка в положительную сторону.
— Дочь слушала на занятии, изучала картины, представленные на доске, и выполняла индивидуальные задания до начала рисования в виде сбора пазлов, — поделилась мама-участница. — Из изменений хотела бы отметить большую усидчивость, заинтересованность в процессе занятий. Огромная благодарность всем организаторам данного проекта за участие в воспитании и развитии наших детей.
По словам методиста культурно-исторического центра «Успенский» Софьи Горелик, место для выставки выбрано не случайно.
— С февраля 2022 года в рамках федерального проекта «Придумано в России» на базе нашего центра создана инклюзивная творческая лаборатория по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, — рассказала Софья. — Одно из главных направлений — поддержка инклюзивных форм творчества. Проект «Музей, в котором… всегда тепло», безусловно, успешная инклюзивная практика.
0+