Новости

На грани безопасности

На грани безопасности

На грани безопасностиМожно предположить, что трагедии с обрушением крыш бассейнов и аквапарков, авариями на гидроэлектростанциях, возгоранием места массового отдыха людей больше не повторятся в российской истории. В конце декабря 2009 года президент утвердил технический регламент о безопасности зданий и сооружений, который разрабатывался почти пять лет.

Документ установил шесть видов безопасности строительной продукции — механическую, пожарную, условий проживания и пользования, а также — в сложных природных и техногенных условиях. Комплексные требования призваны сделать максимально комфортными условия пребывания людей в квартирах, школах, клубах, общественных и производственных помещениях. А в чрезвычайных обстоятельствах — еще и сохранить здоровье и жизнь, предотвратить имущественный ущерб. В частности, правила пожарной безопасности предусматривают такое проектирование, строительство и эксплуатацию зданий, при которых исключается всякая возможность возгорания. В случае же катаклизмов постройки должны устоять ровно столько времени, сколько это необходимо для эвакуации. Одно из важнейших требований регламента — обеспечение доступа пожарных к любым закоулкам помещений.

В документе прописаны все вопросы, касающиеся жизни здания: от его проектировки, строительства — до проживания людей и сноса. Регламентированы и требования к качеству воды, воздуха, нормы инсоляции, защиты от шума, максимально допустимый уровень напряженности электромагнитных полей и ионизирующих излучений в зданиях.

Там не должны возникать “угрозы несчастных случаев и нанесения травм” из-за разного рода скольжений, падений, столкновений, ожогов, поражений электрическим током. На совести проектировщика защита от несанкционированного вторжения в здания криминальных личностей. Как считают специалисты, такое внимание к первой стадии возведения здания очень важно. По статистике, до 90 процентов аварий во время эксплуатации зданий происходит из-за ошибок, допущенных на стадиях проектирования и строительства.

Еще одно новшество — законодатели, наконец, подумали об инвалидах. Им в техническом регламенте посвящена отдельная глава. Отныне все лестницы, лифты, подъемники, словом, объекты “транспортной инфраструктуры” в зданиях должны быть оборудованы специальными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями.

Новый документ начнет действовать в середине 2010 года. Как считают аналитики, сейчас руководствоваться им просто невозможно. Технический регламент носит декларативный характер, то есть не прописывает конкретные нормы, которых следует придерживаться строительной отрасли. Как говорит один из разработчиков документа, председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, это основная проблема техрегламента. Сегодня строители в работе используют многочисленные СНиПы, ГОСТы и СанПИНы. По некоторым данным, в строительной отрасли России применяется до десяти тысяч документов. Включи их в техрегламент, и он превратится в настоящую энциклопедию по строительству и стройматериалам. Что делать с таким объемом нормативной информации, решили только накануне подписания соответствующего закона о введении техрегламента. Действующие с советских времен нормативы перейдут в правительственный перечень и будут называться сводами правил. В дополнение к ним станут разрабатываться национальные строительные стандарты. И те, и другие при необходимости смогут пересматриваться государством раз в пять лет.

Как говорят специалисты строительной отрасли, необходимость появления технического регламента безопасности зданий и сооружений назрела уже давно.

— Даже то, что такой документ просто появился, хорошо, — считает председатель Красноярского союза архитекторов, архитектор-проектировщик Борис Шаталов. — Россия давно провисает с регламентами. Ведь для любой работы необходимы рамки.

Существующие нынче нормативы, считает проектировщик, давно устарели. Документальная база должна осовремениться, пусть и путем внесения правок в уже существующий документ.

— Из-за трансформаций общественно-экономического уклада в стране и отсутствия бюджетного финансирования, разработка новых и корректировка действующих нормативных документов практически не велись, — говорит руководитель научно-технического центра технического регулирования в строительстве Виктор Блинов. — До сих пор действуют утвержденные в 1970-х годах нормативы, которые содержат устаревшие, не применяемые на практике требования, а новые, реально применяемые, в них не включены. Особенно это касается новых материалов, конструкций и технологий.

Однако красноярские строители с недоверием относятся к новому техрегламенту. Все-таки, про мнению специалистов, он не затрагивает самых больных мест.

— Техрегламента по безопасности строений мало для работы, — считает генеральный директор одной из красноярских строительных фирм Геннадий Тихонов. — Необходимо проработать документы о конструктивных элементах и другие. Это огромная работа. Многие нормативы просто противоречат друг другу, особенно те, что касаются пожарной безопасности. Иногда, если соблюдать все, сдать объект просто невозможно.

Красноярский архитектор Борис Шаталов считает: для успешной работы всех проектировщиков зданий, прежде всего, необходимо гармонизировать требования различных ведомств.

— Мы, например, делали проекты нескольких красноярских банков. Требования Центробанка и пожарного ведомства к одному и тому же зданию совершенно различные, — рассказывает Борис Борисович. — Если пожарные настаивают на беспрепятственном доступе во все помещения, то Центробанк ставит задачу: усложнить проникновение, например, в хранилище ценностей. Это ведь не проходной двор. Ни одно из ведомств упрекнуть в нецелесообразности требований нельзя. Но проектировщик через эту нестыковку не может “перелезть”, не нарушив какого-нибудь норматива.

Практически все СНиПы, ГОСТЫ и СанПИНы, до сих пор действующие в России, требуют пересмотра, считают красноярские аналитики. Например, мастерская того же Бориса Шаталова не раз сталкивалась с противоречивостью санитарных норм в части размещения парковок рядом с жилыми массивами. По санитарным нормативам, магистраль городского значения может располагаться в 50 метрах от жилья, а автопарковка, которая меньше загрязняет атмосферу, имеет большее ограничение санитарно-защитной зоны. Та же ситуация со стоянками во дворах — машины можно ставить только на открытых площадках, хотя зимой такая “прозрачность” чревата дополнительными выхлопами из-за ежечасного прогрева авто.

Таких примеров практики могут привести множество. Говорят они лишь о том, что принятия декларативной части технического регулирования строительства зданий и сооружений для качественной работы отрасли недостаточно. Необходимо конкретизировать рамки, заходить за которые опасно.

Как говорят законодатели, такая работа планируется. Аналитики уже подсчитали: чтобы иметь возможность реально пользоваться новым техрегламентом, необходимо переработать 162 технических документа в различных сферах. Работа огромная, но, вероятно, завершиться она должна к моменту начала действия закона о техническом регламенте безопасности зданий и сооружений. Здесь правительство в очередной раз делает ставку на бизнес, в частности, на саморегулируемые организации. По мнению главы Ростехрегулирования Григория Элькина, к европейскому уровню строительства страна приблизится тогда, когда бизнес будет сам финансировать разработку нормативов, обеспечивающих качество стройматериалов, зданий и сооружений. Именно такой порядок сложился в Германии, где институт нормирования является частной организацией, работающей по контракту с государством.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА