Юридическая помощь
«Нельзя терпеть насилие». Адвокат Наталья Куклина — о работе в рамках проекта «Семья без опасности»
Наталья Куклина оказывает помощь пострадавшим от насилия женщинам и детям.
Что делать, если муж тиран и нет возможности обратиться за помощью к близким? Психологическую и юридическую помощь женщинам и детям, пострадавшим от насилия, оказывают в рамках проекта «Семья без опасности». Его реализует кризисный центр «Верба».
За десять месяцев работы проекта адвокат Наталья Куклина столкнулась с десятками семейных историй. Консультации, помощь в составлении документов, юридическое сопровождение в суде — спектр её деятельности довольно широкий.
— Наталья Сергеевна, как началось ваше сотрудничество с «Вербой»?
— На общественных началах я помогала подопечной фонда «Дом матери». Её дело вела моя сестра, она тоже адвокат, сотрудничает с этим фондом. А «Верба» помогала с определением места жительства ребёнка. Эти организации сотрудничают друг с другом.
Маму, которую мы поддержали, ограничили в родительских правах. Маленького ребёнка, ему не было и двух лет, передали в другую семью. Женщина находилась приюте фонда. Мы добились отмены решения суда первой инстанции: ребёнка вернули маме. Он более полугода прожил в другой семье. Судья плакала, когда рассматривала нашу жалобу.
Да, у этой мамы были не совсем благополучные условия для проживания детей. У неё нет родных, мужа. В тот момент, когда малыша изъяли, она была беременна. Но нельзя сразу передавать ребёнка в другую семью, не оставляя шанс родной матери. Сейчас мама с двумя детьми живёт в Красноярске, у неё все хорошо. Ей просто нужна была поддержка. Банально: она не получала пособия, потому что не знала, как правильно собрать документы.
Во время работы я познакомилась с руководителем центра Натальей Борисовной Пальчик. Она предложила мне стать консультирующим адвокатом проекта «Семья без опасности». Его реализация началась в октябре прошлого года. Мы помогаем женщинам, пострадавшим от семейного насилия, в вопросах защиты их прав и прав детей. В том числе при разделе имущества, определении порядка общения с детьми и места их жительства, взыскании алиментов…
— Уже есть завершённые истории?
— Конечно. Помогли мамочке с определением порядка общения отца с ребёнком. У женщины на тот момент было четверо детей, она ждала пятого. Отец четвёртого ребёнка категорично настаивал, что должен общаться с сыном когда и где угодно. Несмотря на то что малышу было около года, он находился на грудном вскармливании. Отец угрожал, что вовсе увезёт ребёнка из края. Мы обратились в суд с иском на определение места жительства ребёнка.
Обычно сроки рассмотрения подобных дел — около полугода. Но здесь всё быстро завершилось заключением мирового соглашения. Я готовила этот документ с учётом интересов мамочки, графика занятий старших детей. Прописали всё, вплоть до правил проведения отпуска.
— С какими вопросами чаще всего обращаются пострадавшие от семейного насилия?
— Темы, в принципе, одни и те же: развод, алименты, права детей. За восемь лет адвокатской практики мне казалось, что каждый знает, как зарегистрировать брак и как развестись. Но, оказывается, нет.
Существует судебный и несудебный порядок расторжения брака. Если в семье есть несовершеннолетние дети либо спор о совместно нажитом имуществе, вы не можете пойти в ЗАГС и подать заявление на развод. Некоторые даже и не знают, что делать в таком случае. Хотя это наипростейшая с юридической точки зрения процедура. В участке мирового суда по месту жительства ответчика, чаще всего это отец, нужно оставить короткое заявление, в котором указать, когда был заключён брак, что нажито и почему он не может быть продлён. Приложить минимальное количество документов: свидетельства о браке и о рождении детей, о регистрации имущества. Уплатить госпошлину.
Более сложная тема — взыскание алиментов. Есть несколько порядков их выплаты: долевой (процент от дохода), твёрдый (определённой суммой) или же путём передачи какого-то имущества в счёт оплаты будущих алиментов.
Что касается долевого порядка, тут всё понятно. Пишем короткое заявление, через суд устанавливаем, что должник работает, направляем бумаги приставам на взыскание. Но что делать, если отец не работает или скрывает свой доход Предприниматели любят так делать: уменьшают доход, но при этом владеют недвижимостью и автомобилями. Бремя обоснования твёрдой денежной формы выплаты алиментов — на маме. Это сложно — доказать истинные доходы отца.
— Существуют ли критерии: кто может обратиться за помощью в рамках проекта?
— Женщины, которые подверглись насилию в семье. Это единственный критерий. Чаще всего сначала обращаются с вопросом об избиении: как им действовать, если причинён вред здоровью? Ориентирую, куда обратиться, в какой срок, в каком порядке. Заявительница сама должна прийти в полицию, чтобы в день обращения получить направление на судмедэкспертизу, пройти её, чтобы подтвердить факт причинения повреждений. Важно — не упустить время!
— Сложно ли привлечь тирана к ответственности, если всё сделано вовремя?
— К административной — легко, если делать правильно. У нас был даже такой случай. Во время семейного конфликта наша подопечная пыталась попасть в свою же квартиру. Муж не пускал её и детей, стоял в дверях. А потом написал на неё заявление о причинении побоев — и её привлекли к ответственности. Женщина отталкивала его руки. Муж сделал всё методично и быстро. Вызвал участкового, взял направление на освидетельствование, зафиксировал синяки на руке и царапины на лице. С неё взыскали штраф — 5 000 рублей.
— На ваш взгляд, почему мужчины так ведут себя? Угрожают, бьют, истерят? По практике, есть ли какой-то усреднённый портрет домашнего тирана?
— Я тоже постоянно задаю себе такой вопрос: что происходит с мужчинами? Почему они пытаются всеми силами завладеть ребёнком? Может, дети и хотят общаться с отцом, но с адекватным. Который не бьёт маму, не истерит, не вырывает ребёнка. Ответов я не знаю. Возможно, причина в мужских гормонах, в логике: могу делать всё что хочу.
Некоторые истории не укладываются в голове. Приведу такой пример. У женщины четверо детей от одного мужа. Она пишет на него заявление, что супруг совершил сексуальные действия с пятилетней дочкой. Оказалось, что до этого он постоянно истязал двухлетнюю девочку… Обоим супругам в данной истории около тридцати лет. Но возраст тиранов самый разный: и за сорок, и за пятьдесят. И национальность не имеет значения. Например, у одной из женщин, которой я помогала, муж — кореец. Пожалуй, единственный общий фактор — злоупотребление алкоголем или наркотиками.
В той семье, где четверо детей, со слов мамы, отец употреблял наркотические вещества. Уголовное дело в отношении тирана заведено прошлым летом. Истязания малышки уже подтверждены, продолжается работа по установлению фактов насильственных действий сексуального характера.
На что надеются женщины, почему они терпят? Верят, что мужчина исправится и начнётся светлая жизнь? Вот эта мамочка вместе с мужем переехала в один из регионов с юга России. Думала, что будет по-другому, когда они сменят место жительства. Он перестанет употреблять наркотики. К сожалению, этого не произошло. Их пример — жутчайший случай. Я читала, как он истязал двухлетнюю малышку, и плакала. Отец вытаскивал дочь из манежа, держа за волосы. Мог также садить её туда. Мама была на тот момент беременна четвёртым ребёнком. Рассказывает, что, если вмешивалась, он ещё больше издевался над малышкой. Долгое время у неё не было возможности уехать от него. Забрала детей и сбежала, когда он оказался под арестом на несколько дней. Его задержали сотрудники ГИБДД.
Моя практика показывает: многие не знают своих прав, им не хватает юридической грамотности в решении обычных бытовых вопросов. Но самое главное: необходима убеждённость — нельзя терпеть любые формы насилия в отношении себя и своих детей.