Новости

Совесть есть только у сильного человека

Совесть есть только у сильного человека

Совесть есть только у сильного человекаКогда-то он был врачом-психологом олимпийской сборной СССР, потом ушел преподавать, более десяти лет заведовал кафедрой клинической психологии бывшего КГУ, защитил докторскую работу по неврозам. Не так давно перешел работать в КГПУ им. В. П. Астафьева, где начал заниматься проектом государственного значения. О душевном здоровье горожан и создании нового человека сегодня беседуем с профессором кафедры специальной педагогики директором межвузовского Сибирского регионального центра коррекционной педагогики КГПУ, Вадимом КОЖЕВНИКОВЫМ.

— Вадим Николаевич, все видят, насколько сильно и быстро у нас меняются события, порядки и установки. Каково современному жителю мегаполиса в таком круговороте?

— Психологические проблемы, с которыми сегодня сталкиваются красноярцы, характерны для всех городов мира. Но у нас они осложняются жуткими экологическими условиями: испарения незамерзающего Енисея, выбросы заводов, выхлопы автомобилей — все это приводит к интоксикации организма. К тому же сибирские морозы начала года показали, что мы — сибиряки — к ним уже во многом не приспособлены. Все это создает негативный фон, который повышает уровень заболеваемости, способствует возникновению психической депрессии, сокращает человеку жизнь.

Расскажу еще об одном интересном исследовании. Земля, как космическое тело, имеет свою базовую частоту излучения. Сто лет назад она равнялась шести-семи герцам. Оптимальный альфа-ритм — ритм электрической активности человеческого мозга — находится в этом же диапазоне. Поэтому раньше тело человека с любого континента имело постоянную подпитку от земли, организм в этом ритме расцветал, развивался. В начале 2009 года частота Земли составила 22 герца. Это значит, что резко ускорились все обменные процессы, организмы начинают мутировать. Увеличилась скорость протекания жизни, а генетическая конструкция человека этому сопротивляется, она не может измениться так быстро. В итоге люди не успевают подстраиваться под ускоренный ритм и неким образом “теряются” — социально, биологически, психологически. Они как бы выпадают из контекста жизни. Я, как преподаватель, лучше всего вижу это по студентам: коэффициент IQ у всех высочайший, а развиваются, впитывают знания слабо. 22 герца — это бета-ритм, он требует высокой мозговой активности. Сейчас же внимание и память резко снижены, студент не может обучаться. В этом состоянии человек не способен что-то узнавать, понимать, прогнозировать и видеть себя в будущем. Проблема в том, что никто не учит ребенка еще с детского сада изменяться и развиваться, чтобы он приспосабливался к растущему ритму земли. Пример: почему сегодня столько смертей на дорогах? Потому что человек еще не осознает происходящее ускорение, не попадает в резонанс с новой скоростью, не может быстро принять решение, он потерян.

— Что-то сегодня можно сделать для того, чтобы мы стали людьми, готовыми к таким глобальным изменениям?

— Можно. И начинать надо с самого детства. Нужно воспитывать человека, который сможет постоянно развиваться и расти. Дмитрий Медведев в одном из последних обращений сформулировал такую важную задачу, как создание нового типа школы. Для этого нужен новый учитель, который будет не просто преподавать химию и физику, но готовить ребенка как личность. Чтобы ботаника и математика были не самоценными предметами, а прикладными к реальной жизни. Тогда из школы будет выходить личность, готовая к быстрому экономическому росту, техническому прогрессу. Иначе все призывы к инновациям так и будут висеть в воздухе: люди не готовы ими заниматься. Некому сегодня инновации инновестировать. Вот, даже слово новое придумал! Нужны люди с новым мышлением, которые могут в процессе инновестирования сначала сами развиваться, а потом уже изобретать железяки, машины, моду. Воспитывать личности будут педагоги новой волны.

— Вы поэтому ушли работать в Красноярский государственный педагогический университет?

— В педунивеситете очень своевременно начала концентрироваться идея создания новой школы, нового психолога-педагога, нового человека. Мы сейчас получаем и внедряем современные стандарты. Будем переучивать учителей. Они будут преподавать обычные предметы, но по-новому. Чтобы у школьника появилось удовольствие от внедренных знаний. Благодаря этому развивается мозговая деятельность, а за ней и весь организм в целом.

Я не говорю, что сегодняшняя школа плохая. Нет, она нормальная, но сегодня другие требования к человеку. И нужны принципиально иные критерии качества оценки образования. Сегодня педагог учит пресловутого обезличенного ученика. Что скрывается за этим словом “ученик”? Ничто. Получается какая-то бестелесная педагогика. Предметом образования должен являться ребенок, человек, личность. И каждый учитель должен видеть перед собой не обезличенного “ученика”, а восьмилетнюю Марью Сергеевну или десятилетнего Ивана Петровича. А на личность уже нельзя кричать, унижать ее, хмурить брови, с личностью надо советоваться. Педагог не имеет права негативно характеризовать успеваемость ребенка и говорить о нем плохо: “Маша Сидорова — безграмотная девочка, не знает русский язык”. Любое осуждение — это запуск в организме негативных процессов. Человек, переживающий наказание, выделяет токсические вещества, а они запускают летальные гены. От этого возникают рак, инфаркты, аллергии. Только педагог-психолог новой волны сможет правильно воздействовать на все четыре составляющие — биологическое, социальное, психологическое, духовное. Сегодня хоть и говорят о психологическом подходе к образованию, но эти области друг с другом взаимодействуют слабо. Мы запускаем проект по созданию педагогов-психологов, которые, развивая и воспитывая ребенка, будут учитывать его душевные особенности

— Тогда и мы все, наверное, изменимся. А пока как Вы можете охарактеризовать то, что сегодня происходит с современной семьей? Почему все больше людей выбирают себе холостяцкую жизнь, отказываются иметь детей?

— По официальной статистике, две трети семей распадаются. Были годы, когда число разводящихся было больше, чем число брачующихся. Это происходит потому, что люди не понимают, зачем они женятся. В них пока еще действует биологический инстинкт: стукнуло 20—25, значит, надо создавать семью. А вот должного осознания и продуманного подхода нет. Институт семейной жизни рухнул. Раньше человек, окончивший десять классов, обладал минимальным набором знаний для жизни. А сегодня как мы узнаем, какими мы должны быть, как жить самостоятельно? Кто этому учит? Сложившейся семье раз в пять лет надо проходить “повышение квалификации”. Некому сегодня этим заняться. А появятся новые педагоги-психологи с другим подходом к воспитанию человека, что-то начнет налаживаться.

— А может быть, просто роли мужчины и женщины сегодня изменились?

— Гендерное положение не поменялось, но люди начали себя вести по-другому. Дело в том, что урбанизация выдвинула на первый план женщину, потому что она изначально активнее мужчины. Кстати, все позитивные процессы в социуме запускают именно представительницы прекрасной половины человечества. Мир устроен так, что им правит женщина, но делает это через мужчину: заказывает ему цели и задачи. Слабость же сильного пола привела к маскулинизации дам. Девушки стали более агрессивными, женственности стало меньше. И сразу начали рушиться семьи. В основе крепкой семьи лежит любовь, а ее может дать только женщина. Которая, как я сказал, занята тем, что все делает за потерявшегося где-то там мужика. Любящая женщина должна мужчине отдаваться в широком смысле этого слова. А они забывают, как это делается, потому и отношения не строятся. Если человек отказывается строить семью, рожать детей — это говорит об одном: у него просто не хватает сил быть в полной мере мужчиной или женщиной, такой человек слаб. Почему? Потому что он неправильно воспитан, он не научен осознавать себя, свои проблемы, преодолевать их, развиваться. У такого слабого человека даже нет сил обратиться за помощью к психологу, психотерапевту.

Если в стране граждане не желают иметь детей и жить в семье, значит, это проблема государства, и оно должно решать ее.

— Если вернуться к вопросу об отношениях, что так сильно изменило мужское сознание?

— На мужскую психику большое влияние оказывают социально-экономические причины. Надо сделать так, чтобы он снова был добытчиком и защитником. Зарабатывал не три копейки, а столько, чтобы мог собой гордиться. Закалять, тренировать, воспитывать, научить договариваться, мотивировать — мужика на истинный путь вернуть очень просто. Если он не совсем пропил мозги, его можно вернуть в доброе прошлое, омолодить и сделать новым человеком. Вернуть ему понимание своей мужественности и ответственности.

— Кстати, к нам как-то не прививается психотерапевтическая культура. Ну не хотят горожане в основной массе обращаться к целителям души. У Вас это не вызывает тревогу?

— Состояние общества катастрофическое. У нас тотальная невротизация населения — мы находимся в пограничном состоянии. При этом отделения неврозов и пограничных состояний нет ни в одной больнице. Психиатры лечат больных, невротики им неинтересны. В городе нет структуры, которая бы занималась психическим здоровьем психически здоровых людей. Таких, как мы с вами. В Красноярске нет и единого психологического пространства. Сами психологи не объединены идеей или сверхзадачей. Они сидят и ждут, когда к ним придут. А человек, который нуждается в психологической помощи, не в силах за ней обратиться. Психология — это что? Наука о душе, о построении отношений. И сегодня в школе одни отношения, в семье другие, в космосе третьи. А в Красноярске совсем другая психология, нежели в Москве или Игарке. Кто поможет разобраться? Точно не тот психолог, который сидит и ждет посетителя.

В городе нет концепции оказания психологической помощи горожанам. Даже я, прекрасно ориентированный в психологическом рынке, не знаю, к кому бы подался, случись у меня проблемы. И властям надо обратить на это пристальное внимание. Нужно основывать специальные структуры, в которых профессионалы будут прогнозировать и предотвращать неблагоприятные ситуации, разрабатывать рекомендации по снижению психических расстройств. Надо создавать центры пограничных состояний в каждом районе города. Нужно формировать скорую психологическую помощь наравне с обычной “неотложкой”. Следует обновить работу телефона доверия. И другой аспект проблемы: зачем люди годами ходят к психотерапевту? Чтобы развиваться, сознавать себя, преодолевать, идти дальше, меняться. Количество обращений за психологической помощью — это показатель культуры общества. Наши люди не готовы развиваться, их этому не учили.

— У нас ведь психология не только с педагогикой, но и с медициной не связана, хотя, по логике, должна была бы?

— В поликлиниках, онкологических и хирургических отделениях, родильных домах ставки психолога нет. И это парадокс! В медицине процветает ветеринария — человека лечат без учета его души. Все хронические больные — это люди с иммунодефицитным состоянием. А оно обусловлено низким уровнем активности коры головного мозга. Заболевания возникают от слабости центральной нервной системы, причиной которой может быть родовая травма, плохое питание, экологическая обстановка, неправильное поведение. Очень многих больных следует начинать лечить с головы — восстанавливать функциональное состояние ЦНС. Суть болезни — неправильные мысли, поступки, окружение. Врачи же видят больного, а не личность.

— Поэтому у людей пользуются популярностью различные тренинги с названием “Излечись от ста болезней за три дня”. Вы как к ним относитесь?

— Человек, которому нужен тренинг личностного роста, должен спросить у тренера документы, посмотреть его резюме и отзывы. И самое главное, должна быть гарантия: то, что вам пообещали, сделают, а результат можно будет проконтролировать. К гастролерам я отношусь с опаской. Вам могут заморочить голову множеством званий-названий, которые никакого значения не имеют: магистр, член престижной академии и так далее. Есть несколько званий — доктор наук, кандидат наук, профессор, доцент, заведующий, старший научный сотрудник определенного учебного заведения. Все остальное отсебятина и чес.

— Вадим Николаевич, диагноз обществу Вы поставили. А рецепт?

— Воспитание человека со школы, направление его в сторону развития, роста, замотивированность на получение знаний. Появление педагогов-психологов. Гармоничный человек должен быть организован нравственно, духовно, экономически и политически. Да-да, не удивляйтесь, политически. У гражданина должна быть позиция: за кого он, за белых или за красных. У человека должны быть нравственные идеалы, ключевое понятие — совесть. Вот обегите глазами своих знакомых, у них совесть есть или нет? У современного человека хорошо, если она на 50 процентов присутствует, чаще — меньше. Не потому, что мы все вдруг стали бессовестными, а потому, что стопроцентная совесть есть только у сильного человека. Таких мы и будет воспитывать.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА