Новости

Ценового шока нет

Ценового шока нет

Традиционно начало года связано с ростом потребительских цен. Этому предшествует рост тарифов на услуги естественных монополий. Насколько серьезны темпы продовольственной инфляции в Красноярске? Попробуем разобраться в данном вопросе.По данным мониторинга, который постоянно осуществляет департамент экономики администрации города, в целом ситуация в Красноярске достаточно стабильна. Определенные скачки носят сезонный характер. К примеру, не секрет, что зимой производство молока снижается, и это всегда отражалось на продажах. С сезонным фактором связаны некоторые перебои с поставками этого продукта. Однако резких всплесков цен нет. Перед новогодними праздниками представители администрации города проводили серию совещаний и встреч с участниками продовольственного рынка, особо просили обратить внимание на ритмичность поставок. Как правило, в январе бывает повышение цен на хлеб, но и здесь удалось избежать эксцессов. По данным производителей, мука есть в достаточном количестве, цены на нее не повышаются.

Вообще на торговом, в том числе и продовольственном, рынке происходят интересные процессы. Грубо говоря, у бизнеса прошло желание урвать сиюминутную прибыль. Предприятия ориентируются на длительную перспективу, стараются привлечь клиентов. Этот процесс нашел отражение и в федеральной статистике. По опубликованным данным, рентабельность в розничной торговле в 2009-м существенно сократилась по сравнению с предыдущим годом. Возможно, именно это, несмотря на кризис, позволило удержать объемы товарооборота.

Интересные перспективы в смысле повышения возможности влиять на развитие торговли даст местному самоуправлению Федеральный закон © 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”, который вступает в действие с 1 февраля. Как пояснила заместитель начальника департамента экономики Наталья Борисова, закон четко определяет полномочия муниципалитета в этой сфере.

А именно: органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Что входит в это понятие? Законодатель постарался дать достаточно четкое толкование. Во-первых, муниципальные власти предусматривают размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки.

Во-вторых, предпринимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры (это налоговые льготы и иные преференции в пределах возможностей города), а также обеспечения доступности для хозяйствующих субъектов (тех же предпринимателей — владельцев магазинов) имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Кроме того, проводят анализ финансовых, экономических и иных показателей состояния торговли на территориях, эффективности применения мер по развитию торговой деятельности. Но последнее вызывает определенные сомнения. Для того чтобы оценивать финансовые показатели торговых предприятий, нужно иметь доступ к этой информации, а она традиционно относится к области коммерческой тайны.

Впервые законом определены условия размещения нестационарных торговых объектов. К ним относятся киоски, павильоны, передвижные системы (например, хорошо знакомые красноярцам “Купавы”). Закон предусматривает их размещение в соответствии со схемой, которую должен разработать и утвердить орган местного само-
управления. И здесь уже учитываются минимальные нормативы обеспеченности населения площадью торговых объектов. Правда, сами нормативы должно еще принять Правительство РФ. Наталья Борисова пояснила: “Если какие-то районы окажутся менее обеспеченными, то мы должны размещать временные объекты именно там. Однако из закона не следует, что, если количество торговых объектов в каких-либо районах окажется выше нормы, надо убирать “лишних” предпринимателей. Те, кто уже получили разрешение, будут продолжать работать. Еще одно достоинство схемы в том, что не менее 60 процентов нестационарных торговых объектов должны быть предоставлены субъектам малого и среднего бизнеса”.

Закон впервые вводит и понятие муниципального контроля. Но что именно будет контролировать муниципалитет, также будет прописано нормативными актами федерации и края.

Ряд новаций закона носит ограничительный характер. К примеру, явную антимонопольную направленность имеет следующее положение: если какое-либо торговое предприятие занимает на рынке больше 25 процентов по объему проданных товаров, то оно теряет право приобретать площади для расширения своей деятельности. Впервые законодатель захотел контролировать и цены. На территории, где в течение 30 дней они выросли на 30 процентов, вводится государственное регулирование.

Тем не менее с 1 февраля документ работать не будет. Причина очевидна — пока еще не созданы механизмы его реализации. Впрочем сегодня, как говорит начальник отдела потребительского рынка департамента экономики города Петр Шальмин, эта работа проводится достаточно быстро.

— По опыту реализации законов могу сказать: потребуется не менее двух-трех месяцев серьезного взаимодействия всех ведомств, чтобы вся нормативная база была наработана. Тем не менее предварительная деятельность уже ведется. В частности, консультации с антимонопольным управлением по поводу процедуры аккредитации социально ориентированных предприятий торговли. Дело в том, что закон, согласно ст. 15, запрещает какие-либо формы аккредитации хозяйствующих субъектов. Но город заинтересован в развитии социально ориентированной сети. За пять лет аккредитовано почти 170 магазинов, которые пользуются у горожан популярностью.

Администрация города, оценивая ситуацию на продовольственном рынке как стабильную, тем не менее видит и слабые стороны. Есть вопросы с обеспечением малоимущих социальными продуктами. На полках магазинов много товаров, завезенных из других регионов, необходимо создавать конкуренцию местными продуктами.

Сегодня, отметил Петр Шальмин, есть желающие развивать такую сеть, где будет продаваться именно продукция местных производителей с минимальной торговой наценкой. Поставлена задача — создание сети предприятий (магазинов и павильонов) шаговой доступности, торгующих всем ассортиментом, производимым в пригородных районах.

— Несмотря на то, что успех реализации молока из бочек был достаточно высоким, эта торговля должна постепенно уходить в прошлое. Все-таки, по санитарным нормам, она достаточно опасна. Более того, горожане просят торгующих сельчан, чтобы они привозили и другую продукцию, такую, как творог, хлеб, а это это категорически запрещено продавать просто на улице без надлежащего оборудования. Сеть предприятий шаговой доступности позволят вывести торговлю местными продуктами на качественно иной уровень.

Кроме того, продолжается работа по созданию системы логистических центров и центров переработки сельскохозяйственной продукции. Сельчане готовы поставить сырье в необходимых объемах. Важно организовать процесс переработки, фасовки, упаковки, а также систему хранения и реализации продукции. Современные форматы торговли предусматривают и жесткое соблюдение сроков и объемов поставок. Сегодня разработан бизнес-план по организации логистического центра с прицелом на проект Красноярской агломерации. Он включает не только коммерческую составляющую, но и несет социальную направленность. В том числе в социальной сфере, системе школьного питания. Уже начались переговоры о финансировании с министерством экономики края. Безусловно, проект представляет интерес и для частных инвесторов.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА