Новости

Оброк или защита от пожара?

Оброк или защита от пожара?

После трагедии в пермском клубе “Хромая лошадь” законодатели и правительство России решили срочно принять давно разрабатывающийся закон об обязательном противопожарном страховании. Аналитики предполагают, что принятие такого правового акта пройдет тяжело, не без скандалов.

Проект закона “О противопожарном страховании” (ОППС) очень напоминает появившийся несколько лет назад документ, узаконивший автогражданку. ОППС будет обязывать физических, юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и индивидуальных предпринимателей страховать не личное добро, а свою гражданскую ответственность за причинение вреда от пожара, возникшего по их вине, жизни, здоровью или имуществу потерпевших. Страхователями автоматически становятся все, кто имеет в собственности какое-либо помещение. То есть закон не коснется только бездомных, людей, проживающих по договору социального найма, да государственных и муниципальных учреждений и ведомств, не сдающих свои помещения в аренду.

По мнению министра МЧС Сергея Шойгу, принятие ОППС поможет серьезно изменить ситуацию в сфере пожарной безопасности. Опыт США показал, что система страхования экономически стимулирует соблюдение элементарных требований: не случайно в Америке с 1960-х годов до настоящего времени количество погибших на пожарах людей снизилось в десять раз. Страховщики с удовольствием поддерживают министра: ведь ОППС открывает новый рынок, в несколько десятков раз превышающий по объему доходов возможности ОСАГО.

— Безусловно, инициатива МЧС — движение в правильном направлении, — говорит руководитель департамента массовых видов страхования крупнейшей российской компании Александр Блайвас. — Но в законе есть пробелы. Так, не все субъекты, владеющие имуществом, включены в поле зрения данного законопроекта, например муниципальные образования. Также не прописаны четкие механизмы формирования резервных фондов и воздействия на нарушителей закона — по аналогии с ОСАГО. Прежде всего это относится к физическим лицам.

Действительно, проект закона предусматривает: если нарушитель — юридическое лицо или предприниматель, ему запрещено осуществлять свою предпринимательскую деятельность. А вот с физическими лицами сложнее: им не запретишь жить в своей квартире.

Как отмечают аналитики, принятие нового закона ОППС может вызвать волну недовольства у граждан России. У всех на слуху не совсем удачный опыт введения автогражданки. Многие владельцы автомобилей считают, что это элементарное вынимание денег из их карманов, ведь в случае крупных ДТП сумма ущерба страховщиками погашается лишь частично или вовсе не выплачивается.

Страховщики, выступая в защиту нового закона, в свою очередь отмечают, что в случае вступления в действие ОППС бизнес полностью снимет груз ответственности за погорельцев с плеч муниципалитетов. По существующей сейчас практике помощь людям, пострадавшим от огня, оказывается из местного бюджета. Город или район из своих резервных фондов выплачивает им материальную помощь, а также заботится об обеспечении жильем.

— Развитие противопожарного страхования позволит снизить нагрузку на бюджеты всех уровней по выплате компенсаций, — подтверждает слова страховщиков главный государственный инспектор Красноярского края по пожарному надзору Андрей Мурзин. — В Европе, например, распространена такая практика защиты жилья от пожаров: управляющие компании жилого фонда в обязательном порядке страхуют свою ответственность. Более 85 процентов многоквартирных домов защищены от стихии страховым полисом.

По оценкам страховых компаний, работающих на красноярском рынке, в нашем городе свою собственность от пожара страхует только десять процентов населения.

— Конечно же, сегодняшнюю ситуацию не сравнить с той, которая была даже пять лет назад, — считает директор одной из красноярских страховых компаний Любовь Марчук. — Появились грамотные люди, которые сознательно страхуют свою недвижимость, внимательно изучают договор и понимают, что в случае пожара получат несопоставимую с вложением сумму.

Однако уже сегодня авторы закона говорят о том, что выплаты по ОППС будут ограниченными. За вред, причиненный жизни и здоровью, каждый потерпевший сможет получить не более 600 тысяч рублей, а при повреждении имущества — максимум 360 тысяч рублей. Компенсация ущерба нескольким пострадавшим не может превышать два миллиона рублей. А вот какие тарифы установят за ОППС, пока неизвестно. По предположению красноярских страховщиков, они будут гораздо ниже тех, что действуют сейчас на страховом рынке (говорят, так всегда происходит, когда обязательное страхование закрепляется законодательно). По словам Андрея Мурзина, закон предусматривает различные страховые коэффициенты, в зависимости от которых и станет варьироваться сумма. Например, будет учитываться: приближенность жилого помещения к другому жилью (для физических лиц), имущества и капитальных объектов к жилым помещениям и населенным пунктам (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); оценка противопожарного состояния объекта физического лица, а также возможность предупреждения, локализации и ликвидации пожара для юрлица или индивидуального предпринимателя.

— Кстати, последнее положение сейчас обсуждается нами вместе с Сибирской ассоциацией страховщиков, — констатировал Андрей Мурзин. — После этого мы направим в МЧС России свои предложения по совершенствованию законопроекта.

У представителей реального сектора, которым приходится частенько сталкиваться с инспекторами пожарной службы как раз на проверках того самого “противопожарного состояния объекта”, отношения с МЧС сложные. И к новому закону бизнесмены относятся с большим недоверием. Как рассказал нам один из красноярских предпринимателей, сегодня, если соблюдать все правила противопожарной безопасности, предприятие открыть невозможно. За малые огрехи приходится выкладывать кругленькие штрафы. Сколько придется выложить за выдачу страховки (официально и неофициально) — большой вопрос.

— Шойгу, говоря о законе ОППС, считает, что он позволит защитить интересы предпринимателей и заставит собственников выполнять противопожарные мероприятия — не административным давлением, а с помощью экономического воздействия — увеличения страховых взносов, — констатирует красноярский бизнесмен. — Но воздействие это может стать неподъемным для нас. А с инспектором, проверяющим противопожарное состояние предприятия, всегда можно договориться. Как, кстати, произошло в “Хромой лошади”. Говорят, что последнее противопожарное заключение клубу было выдано именно таким образом. То есть вполне возможно, что ситуация останется неизменной, только на население и предпринимателей наложат новый оброк.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА