Безопасность и правопорядок
Красноярцев предупреждают о новых схемах мошенничества
Мошенники стали красть денежные средства россиян, предлагая вклады по повышенным ставкам.
Злоумышленники оперативно отреагировали на внеплановое увеличение ключевой ставки ЦБ до двенадцати процентов. Мошенники стали красть персональные данные и денежные средства россиян, прикрываясь предложениями о специальных вкладах по повышенным ставкам.
О таком методе предупреждают специалисты одного из ведущих банков. Новизна схемы в том, что злоумышленники в качестве повода для звонка упоминают новость о росте процентов по депозитам в крупнейших банках. Гражданину поступает звонок с неизвестного номера. Собеседник представляется сотрудником портала «Госуслуги» и предлагает разместить средства на «безопасном счёте» и предоставить «кешбэк с накоплений». В качестве дополнительного аргумента мошенник сообщает о повышении доходности депозитов в российских банках, предлагает убедиться в этом «лично в Центробанке» и соединяет якобы с сотрудником регулятора. В процессе разговора просят сообщить коды из СМС, логины или пароли для входа в учётную запись банковского приложения. Получив доступ к счёту, мошенники выводят деньги и исчезают.
«Приходите на приём»
Представители отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ рассказали ещё об одной новой схеме: мошенники приглашают жителей нашего региона на «личный приём в Центробанк». Эту легенду злоумышленники используют по всей стране, в том числе в Красноярском крае. Она выглядит очень правдоподобно: теперь мошенники не только звонят от имени Центробанка, но ещё и отправляют на электронную почту сообщения с приглашением на личный приём в Банк России.
Письма начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приёма и настоящий адрес Банка России в регионе проживания потенциальной жертвы, в нашем случае — адрес отделения на улице Дубровинского. Чтобы убедить человека, что с ним взаимодействуют настоящие сотрудники организации, мошенники используют специальный технический приём: меняют электронный адрес того, кто отправляет сообщение, на вызывающий доверие. В данном случае злоумышленники указывают домен Банка России cbr.ru.
Персональное приглашение на личный приём — один из поводов вступить в контакт, вывести на доверительный диалог. После отправки письма аферисты могут позвонить получателю и под различными предлогами выманить данные его банковской карты и СМС-код либо побудить перевести деньги на счета злоумышленников.
— Если вы не записывались на приём сами и у вас не было вопросов к Банку России, а приглашение получили, без сомнений, удаляйте такое сообщение, — говорит Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. — Если что-то вас беспокоит или не до конца уверены, что можете игнорировать письмо, позвоните в наш контактный центр. Напоминаю: Банк России по своей инициативе не приглашает граждан на личный приём, его сотрудники не звонят людям и не направляют никому копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счётом. Будьте бдительны!
Секрет на четыре миллиона
К сожалению, злоумышленники успешно используют и старые схемы мошенничества, несмотря на многочисленные предупреждения в СМИ.
— Я поверил, что общаюсь с сотрудником банка, поскольку разговор был деловой и убедительный, — рассказывает 53-летний директор филиала охранной организации из Железногорска.
Злоумышленники похитили у него 4,3 миллиона рублей.
В августе мужчине в мессенджер «Телеграм» поступило сообщение от руководителя, а точнее — из его клонированного злоумышленниками аккаунта. Там говорилось, что адресату вот-вот должен позвонить сотрудник правоохранительных органов и с ним нужно обязательно поговорить.Во время последующего телефонного разговора жителя Железногорска оповестили, что ему снова стоит ждать звонка, но уже из службы безопасности банка. Лже-сотрудник кредитной организации сообщил, что базу данных работников фирмы, в которой работает жертва, взломали и в списке потенциально пострадавших есть его имя. Звонивший пояснил: теперь мошенники пытаются воспользоваться похищенной информацией и взять кредит, поэтому необходимо их опередить — взять заём на 4,3 миллиона рублей.
Пострадавший поверил. Параллельно ему позвонил очередной «правоохранитель», чтобы «проконтролировать» весь процесс. Он пояснил, что о секретной операции не должны знать «посторонние лица». Мужчина приехал в банк, чтобы снять с кредитной карты все деньги. Во время процедуры обналичивания сотрудник банка не поинтересовался, для каких целей необходима столь немалая сумма.
Далее аферисты убедили жертву приобрести новый телефон и сим-карту. Мужчина скачал приложение онлайн-банка на новый смартфон и ввёл продиктованные мошенником данные. Вскоре с помощью NFC он пополнил чужую карту и через несколько часов всё-таки поделился «секретом» с женой. Она знала о подобных мошеннических схемах, но было поздно, и пострадавший обратился в полицию.
Не верю!
Есть и другие примеры: когда бдительные граждане не попадаются на уловки злоумышленников. Так, недавно в дежурную часть отдела полиции № 6 МУ МВД России «Красноярское» поступило заявление от 60-летнего жителя Красноярска. Он сообщил, что ему позвонили «сотрудники банка». По телефону мошенники рассказали, что на имя мужчины пытаются оформить кредит на 700 тысяч рублей. Красноярец сразу вспомнил, что слышал о такой схеме мошенничества по телевизору, и прекратил телефонный разговор. Возбуждено уголовное дело, злоумышленникам грозит наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет.
Отметим, что в некоторых банках просто так не снять крупные суммы со счёта.
— Некоторое время назад я заказывала в банке деньги для снятия, — рассказывает Ольга. — Прежде чем выдать необходимую (довольно крупную!) сумму, сотрудники несколько раз уточнили, является ли моё желание добровольным, не собираюсь ли я отдать эти деньги кому-то. Причём рассказывали о мошенниках и лично, и с помощью информатора. Первый раз операция по снятию автоматически была прервана для того, чтобы я прослушала предупреждение по телефону. Не знаю, используется ли подобный метод работы во всех банках, но считаю его очень полезным. Лучше лишний раз уточнить, акцентировать внимание, чтобы человек, не дай бог, не стал жертвой мошенников.
В тему
Сотрудники полиции ещё раз напоминают самые простые правила безопасности:
не выполняйте никаких действий по инструкции телефонных собеседников, кем бы они ни представлялись;
не принимайте во внимание слова незнакомцев;
самостоятельно свяжитесь с банком и уточните необходимую информацию.
Статистика
По данным прокуратуры Красноярского края:
- 7 882 жителя нашего региона стали жертвами интернет-преступников с начала года (+ 298 за последнюю неделю);
- 1 873 842 398 рублей — общий причинённый ущерб (+ 101,1 миллиона рублей за последнюю неделю).
Акцент
По данным ЦБ, во втором квартале 2023 года российские банки предотвратили более 6,5 миллиона атак на счета клиентов — в 2,4 раза больше, чем в январе — марте. Кражей денег завершились 279,3 тысячи атак на физлиц, что на 11,2 процента больше результата первого квартала.