Новости

Бумага все терпит

Бумага все терпит

Главным должником среди промышленных предприятий региона перед “Красноярскэнергосбытом” сегодня является ООО “Енисейский ЦБК”, сообщили “Городским новостям” в пресс-службе сбытовой компании. Всего из одного миллиарда кредиторских рублей 144 миллиона 800 тысяч приходится на целлюлозно-бумажную фабрику. “В краевом арбитражном суде находится уже пятнадцать наших исков, — комментируют ситуацию в “Энергосбыте”, — три из них удовлетворены, но на сравнительно ничтожную сумму, 13 миллионов…”. Конфликт хозяйственных субъектов — настолько привычное дело для Красноярского края, что, возможно, и не стоило бы так заострять на нем внимание: сами когда-нибудь разберутся. Однако в скандале между бумажниками и энергетиками есть важная социальная составляющая. Даже не одна.

Во-первых, тяжба ЦБК и КЭС в декабре привела к тому, что на некоторое время прекратилась подача электричества в жилые дома по улицам Ермаковской, Рейдовой и Одесской. Это случилось оттого, что возмущенные долгами энергетики ввели ограничение на потребление тока комбинатом. Называется эта штука “токовая уставка” и работает таким образом, что при превышении лимита электроэнергия отключается не только на заводе, но и в близлежащих микрорайонах. Следовательно, в спор хозяйствующих субъектов поневоле включились ни в чем не повинные жители Ленинского района. Случись подобное в Одессе, в честь которой названа пострадавшая улица, местный народ бы непременно посоветовал обоим предприятиям сходить на Привоз, купить там курицу и долго морочить ей голову по поводу производственных проблем. Красноярцы же отреагировали немного иначе — просто позвонили на телевидение.

Во-вторых, по некоему совпадению (которое, при зрелом разбирательстве, и совпа-дением-то не является) тема целлюлозно-бумажной промышленности именно в эти дни стала политической, да еще прогремела на всю страну. К счастью, это произошло не у нас, а в Иркутской области, жители которой вышли в минувшие выходные на два митинга сразу — одни требовали отставки чиновников, другие горячо их защищали. Оселком преткновения стал разрешенный Москвой запуск Байкальского ЦБК, который, как утверждают одни и опровергают эти слова другие, “безнадежно загрязняет уникальное в мире озеро с пресной водой”. Этот ЦБК то работает, то не работает. В последний раз проблемы там возникли из-за так называемого замкнутого цикла очистки производственных отходов, с чьим пуском работу потеряли 800 человек.

Взвесив на весах возможное социальное обострение обстановки и Байкал, федеральный центр выбрал второе и цикл разомкнул. Кстати, независимые эксперты доказывают, что особенного загрязнения окружающей среды там просто не может быть из-за колоссальных запасов воды: озеро, как известно, сосредоточило 20 процентов всего мирового объема пресной аш-два-о. Учитывая стратегический подход государства к природным ресурсам, трудно поверить, что правительство, где хорошо знают о растущей с каждым годом цене чистой воды, решило отравить будущий основной источник благосостояния народа и “Единой России” (где, собственно, и придумали программу спасения водных ресурсов страны).

Оба, и Енисейский и Байкальский ЦБК, по большому счету, связывает одна проблема — технологическая отсталость. Недаром, видимо, еще в прошлом году премьер краевого правительства Эдхам Акбулатов заявил, что необходимо создать “антикризисную рабочую группу по стабилизации ситуации в целлюлозно-бумажной промышленности Красноярского края”. Как можно было понять по официальному сообщению из “серого дома”, чиновники сейчас крайне обеспокоены ситуацией на предприятии и тем, как будет идти работа по восстановлению комбината. ЦБК крайне важен для всей лесной промышленности, но находится в стадии банкротства с октября 2009 года, и без работы могут остаться почти полторы тысячи человек.

— На ЦБК существуют проблемы, которыми займется министерство природных ресурсов и лесного комплекса региона. Особое внимание будет уделяться социальному аспекту, а также поиску комплексных решений, которые позволят реанимировать комбинат, — комментируют положение дел в краевом правительстве.

В свою очередь, на Енисейском ЦБК тему возрастающего долга перед энергетиками не комментируют — им просто сейчас не до этого. Позавчера утром на территорию комбината, как сообщили нашей газете в пресс-службе предприятия, пришли энергетики и объявили — ровно в десять ЦБК будет полностью отключен от подачи энергии. И теперь уже не жители, а руководители завода принялись обзванивать телекомпании.

— Наше производство не может простаивать без тока, и если они выполнят свою угрозу, огромные материальные активы невозможно будет восстановить! — говорят работники комбината.

Ситуацию с Енисейским ЦБК можно вполне правомерно сравнить со знаменитым Пикалево, и вот почему: и здесь, и там владельцем предприятий является известный российский олигарх Олег Дерипаска. В нашем случае структура имущественного управления выглядит так. Управляющая компания Дерипаски — “Базовый элемент” — владеет компанией “Континенталь Менеджмент”, сосредоточившей в своих руках многие лесоперерабатывающие активы России, в том числе и Енисейский, и Байкальский, и частично Архангельский ЦБК, а также несколько фабрик по выпуску бумаги и гофра. По данным “Эксперта Онлайн”, совокупная задолженность компаний, принадлежащих “Базовому элементу”, достигла 20 миллиардов долларов. (Он же, кстати, оценивает ситуацию на Енисейском комбинате так: процедура банкротства началась после того, как суммарная задолженность — 777 миллионов рублей — превысила оценочную стоимость активов предприятия).

Заместитель генерального директора “Базового элемента” Андрей Елинсон на Давосском форуме так попытался объяснить стратегию действий управляющей компании в условиях чудовищного долга: “Во всех бизнесах мы хотим довести до конца года уровень кредитной нагрузки до приемлемого с учетом новой бизнес-модели. До конца года мы доведем кредитную нагрузку до разумного в текущих бизнес-реалиях уровня”.

— Сейчас суммарный долг компаний группы “Базовый элемент” немного более 20 миллиардов долларов. Возможно, к концу года сумма станет меньше. Но эта цифра может варьироваться в зависимости от хода бизнеса, — добавил он.

Иначе говоря, высшие руководители корпораций пробуют навязать аудитории нехитрую мысль — мы накопили так много долгов, что даже и думать-то смешно, что вам их сразу и с извинениями отдадут. Удивительно, как Олегу Дерипаске все сходит с рук. Некоторых его коллег по олигархату прижали так крепко за те же долги, что кому-то, как Чичваркину (“Евросеть”), пришлось бежать за границу, кого-то, как Некрасова из “Арбат Престижа”, вообще посадили. А суммы, кстати, были значительно меньшими, чем у “Базового элемента”. Информированные источники утверждают, что Дерипаска в глазах некоторых чиновников правительства России — социально ответственный бизнесмен, в гламурных скандалах не замечен, примерный семьянин и тому подобное. Конечно, суть не в этом: структуры Олега Владимировича, державшиеся до 2008 года на запредельно высокой мировой цене алюминия, посыпались. Одним из обломков и придавило наш ЦБК.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА