Новости

“Старикам” здесь не место

“Старикам” здесь не место

“Старикам” здесь не местоПо замыслу властей, изменения, внесенные в закон об ОСАГО, должны были примирить страховщиков и страхователей. Однако спор разгорается с новой силой.

Поправки уточняют порядок выплат за поврежденный автомобиль. Теперь по закону страховщики возмещают ущерб с учетом износа запчастей машины. Причем если транспортное средство старше десяти лет, износ может составить до 80 процентов от стоимости комплектующих.

Стоит отметить, что страховые компании и до принятия поправок в большинстве случаев учитывали износ деталей автомобиля. Однако это вызывало массу споров и судебных исков. Причем у судей тоже не было четкого понимания, как оценивать ущерб. В некоторых случаях они принимали сторону страхователей, в иных — страховщиков.

“Долгое время существовал конфликт интересов, в котором власти, наконец, поставили точку, — объясняет Валерий Ревкуц, руководитель Сибирской ассоциации страховщиков, депутат городского Совета Красноярска. — Его суть состояла в следующем. Тот, кто приходил за выплатой, стремился получить как можно больше денег, чтобы восстановить свое транспортное средство. Тот, кто их выплачивал, считал, что в соответствии с законом должен возместить только реальную стоимость поврежденного имущества.

Ни у кого нет сомнений, что любые вещи в процессе эксплуатации теряют свою товарную стоимость. Ведь если через год после приобретения нового платья вы решили его продать, о первоначальной цене не будет идти речи. Так и транспортное средство “со стажем” утрачивает свою первоначальную стоимость”.

Представители страховых компаний отмечают: бывали случаи, когда автовладельцы специально подстраивали аварии, чтобы получить денежную компенсацию.

— Зачастую страхователи за старые детали хотели получить выплату как за новые, — рассказывает Валерий Александрович. — Сейчас закон четко говорит о том, что страховое общество должно выплатить ущерб с учетом износа. Если владелец желает приобрести новую деталь, может доплатить разницу самостоятельно. И это справедливое решение. Вещь должна оцениваться по той цене, которую она стоит.

Правда, пока не ясно, как рассчитать размер убытков. В принятых поправках написано, что “размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации”. Однако такого порядка в нашей стране нет.

“Еще семь лет назад министерству транспорта поручили разработать единую методику оценки ущерба, — говорит Валерий Ревкуц. — Но ее так и не подготовили. Поэтому нередки случаи, когда ущерб, нанесенный одной и той же машине, разные эксперты оценивают по-разному”.

Так же остается непонятным, исходя из какой стоимости запчастей рассчитывать убыток. Цены дилеров на оригинальные детали разительно отличаются от тех, что просят за комплектующие в “неофициальных” магазинах и на рынках. В результате получается, что принятые поправки, по сути, формальны. В реальности споры будут возникать до тех пор, пока не разработают единую методику оценки.

“В принципе, поправки в закон справедливы для владельцев, имеющих машины, запчасти на которые легко приобрести, — считает Иван Смолин, председатель совета участников красноярского движения автовладельцев. — Но ведь в ходу много транспортных средств, для которых можно приобрести только новые детали. Особенно это касается импортных машин. Что делать их хозяевам? По моим данным, на наших дорогах от 70 до 90 процентов автомобилей разных марок старше десяти лет. И многие из них могут бегать еще не один год. И предложенная правительством градация несправедлива по отношению к их владельцам.

Можно, конечно, через суд добиваться компенсации фактических расходов. Но это сложно, требует много времени и денег. Раньше, если владелец поврежденного автомобиля во время ремонта не укладывался в сумму выплаты, он собирал квитанции об оплате и направлял вместе с претензией в страховую компанию, в суд. Были прецеденты, когда судьи вставали на сторону застрахованного. Не ясно, будет ли работать такая же схема с принятием поправок в закон. Будем следить за судебной практикой”.

Некоторые считают, что задуман некий заговор против автомобилей, разменявших второй десяток. Поправки в ОСАГО, принятие стариков-автомобилей в утиль в обмен на денежный сертификат…

— Подозревать заговор абсурдно, — говорит Валерий Ревкуц — А вот стимулировать к приобретению новых вещей — нормальная практика. Все мы знаем о том, что в процессе эксплуатации транспортное средство изнашивается, устаревшие детали могут представлять определенную опасность для окружающих. Существует общее правило: десять лет предельный срок, когда нужно обновлять автомобиль, ибо за это время он и морально, и физически устаревает.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА