Новости

В гости на стройку

В гости на стройку

Считается, что низкооплачиваемые гастарбайтеры отбирают работу у местных. Особенно обострилось внимание к трудовой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья в период кризиса. И это неудивительно, в связи с ростом безработицы. Казалось бы, чего проще — ограничить квоты на иностранных рабочих и трудоустроить своих. Однако все не так легко решается.

Красноярск — город растущий. И не только за счет естественного прироста. Возможность найти работу привлекает сюда мигрантов из других государств.

И, разумеется, для муниципальных органов власти это — весьма важный вопрос. Администрация города активно участвует в формировании миграционной политики.

Как пояснила нам Антонина Строганова, консультант отдела трудовых отношений департамента экономики, все работодатели Красноярска подают заявки на иностранных рабочих в администрацию города. Но прежде чем делать такую заявку, необходимо обратиться в службу занятости — приоритетным является привлечение местных трудовых ресурсов. Однако красноярский рынок труда не всегда может удовлетворить потребность работодателей. Тем не менее весь свод заявок направляется в инспекцию труда, налоговые органы, профсоюзы. Каждая инстанция дает свои заключения. До первого мая все заявки на иностранную рабочую силу на следующий год должны быть собраны. Затем эта информация передается на краевой уровень, где межведомственная комиссия утверждает квоты, а затем информация поступает в федеральный центр.

Для работодателей, привлекающих иностранных рабочих, существуют строгие требования. Одним из условий является предоставление жилья — общежитие, съемная квартира и так далее. Другое требование — определенный уровень оплаты труда. Ведь ни для кого не секрет, что наши работодатели привлекают иностранную рабочую силу потому, что, по их представлениям, она дешевле.

Однако дело не только в этом. К сожалению, наши безработные не слишком стремятся занять вакансии, где традиционно трудятся гастарбайтеры. Это прежде всего строительные специальности. Причем отпугивает не уровень оплаты труда, а, скорее, его условия. Как рассказала Антонина Строганова, даже люди, приехавшие в Красноярск по программе переселения соотечественников и не имеющие ни работы, ни жилья, на стройках не задерживались. То есть сначала был энтузиазм — еще бы, сразу получить работу! Но потрудившись месяц плотником-бетонщиком, начинали искать другие варианты.

Примерно та же ситуация с водителями маршрутных автобусов. Казалось бы, краевой центр имеет возможность полностью укомплектовать транспортные парки собственными кадрами. Но красноярские водители предпочитают другие места работы, с более комфортными условиями.

Как сегодня выглядит с точки зрения работодателей потребность в иностранных трудовых ресурсах? На 2010-й заявки о привлечении гастарбайтеров подали 420 организаций города, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. Правда, количественная потребность в иностранных рабочих по сравнению с 2009-м снизилась на 17,2 процента. Если в прошлом году заявленная потребность была в 42 320 человек, то в этом — в 35 044.

Из них более 42 процентов — именно строительная отрасль. Заявленные профессии: каменщики, штукатуры, отделочники, маляры, облицовщики.

Страны — “экспортеры” рабочей силы — Таджикистан, Армения, Кыргызстан, Украина, Азербайджан.

Далее по степени убывания следуют торговля, прочие виды услуг, сельское хозяйство, промышленность. Здесь тоже есть свои национальные предпочтения. Скажем, сельское хозяйство, точнее, овощеводство работодатели предполагают пополнить почти исключительно выходцами из Китая.

А вот сфера прочих услуг (менеджеры, персонал гостиниц, ресторанов, инструкторы-тренеры и другие) привлекает квалифицированных специалистов даже из Канады, Англии, США.

В сущности, перечисленные виды деятельности стали для гастарбайтеров достаточно традиционными. Однако некоторые тенденции 2010 года вызывают у специалистов озабоченность. Например, то, что работодатели начали привлекать зарубежных гостей на такие традиционно отечественные специальности: подсобные рабочие, сторожа, грузчики, дворники.

Надо отметить, что 35 тысяч иностранных рабочих — это “хотелки” работодателей. Краевая власть жестко скорректировала эту цифру, и в Москву на утверждение ушла совершенно другая — 13 тысяч. Что отражает четкую позицию власти: на рынке труда надо двигаться в направлении “импортозамещения”. Однако стоит заметить, что многие работодатели, с учетом неизбежной корректировки, искусственно завышают потребности в иностранной рабочей силе. По старому принципу: проси в два раза больше — получишь сколько нужно.

Во всяком случае, потребности в трудовых ресурсах и дальнего и ближнего зарубежья удается удовлетворить в рамках закона — наплыва нелегальных мигрантов в городе нет. Возросшую законопослушность работодателей отметило и Управление Федеральной миграционной службы: если два года назад лишь около трети организаций извещали соответствующие инстанции о приеме на работу иностранных граждан, то сегодня это делают не менее 95 процентов. Разумеется, росту сознательности способствовал и рост штрафов, а также постоянный контроль. Тем не менее цели достигнуты. Сегодня даже на таких, казалось бы, пристанищах анархии, как рынки, нелегалов не встретишь.

Так что говорить о неконтролируемом притоке трудовых мигрантов в Красноярск не приходится. А сам по себе факт трудовой миграции — реальность современного мира. И реальность, в принципе, неплохая. Значит, у нас лучше, чем там, откуда едут эти люди…


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА