Новости

"Вышка" на дому отменяется

"Вышка" на дому отменяется

"Вышка" на дому отменяется Практически все наши бабушки, дедушки, а также многие родители получали свое высшее образование заочно или на вечернем факультете. Времена были трудные, послевоенные — рассчитывать на помощь родителей им не приходилось. Молодые люди рано взрослели: едва покинув школу, юноши и девушки становились к заводскому станку, чтобы заработать на жизнь себе и помочь семье. Те, кто хотел учиться, получали образование без отрыва от производства.

Теперь ситуация изменилась: далеко не каждому абитуриенту знакомо понятие “рабфак”. Высшее образование перестало быть эксклюзивным социальным ресурсом, как это было раньше. Сегодня иметь высшее образование — норма, пусть не обязательная, но желательная. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов. Примерно 90 процентов респондентов считают, что в наше время важно иметь высшее образование, причем полученное в очной форме. Большинство родителей готовы не только кормить и одевать своих чад на протяжении пяти лет учебы в институте, но и платить за образование.

Как ни прискорбно, сама идея заочного и вечернего образования со временем отчасти дискредитировало себя. Давно сложился стереотип, что выпускники заочки выходят менее подготовленными специалистами, чем очного отделения. Якобы редкие встречи с преподавателями и ставка на самостоятельные занятия не дают нужного результата. Заочное обучение даже получило негласное название — “заушное”. То есть между заочным и некачественным образованием фактически поставлен знак равенства.

К этому же мнению пришло и руководство самых престижных вузов страны. Столичные университеты решили отказаться от заочной и вечерней форм получения высшего образования. Так, например, Санкт-Петербургский университет постановил не набирать с 2010 года абитуриентов на заочное отделение. Московский университет имени М. В. Ломоносова давно отказался от заочной формы обучения, обосновав это тем, что при помощи него нельзя получить фундаментальные знания ни по одной специальности.

Специалисты считают, что подобные, “революционные” шаги ведущих высших школ России связаны с высоким рейтингом обоих вузов и полным набором учащихся на все специальности. Последняя приемная кампания показала, что элитные вузы набрали себе больше платных студентов, чем в прошлые годы. То есть им не нужны никакие приманки для привлечения будущих студентов.

Впрочем, несмотря на заявления “законодателей мод” в сфере высшего образования — МГУ и СпбГУ, — говорить о кончине заочного и вечернего образования в России еще рано. Хотя бы потому, что сегодня работодатели на первое место ставят опыт работы, а не просто красный диплом престижного института или университета. О преждевременности разговоров о прекращении заочного образования говорит и глава Рособразования Николай Булаев. По его словам, в 344 вузах в этом учебном году заочная форма обучения пользовалась большим спросом, чем в прошлом году.

Несмотря на постоянные реформы системы образования, красноярские вузы не собираются отменять заочное и вечернее обучение.

— Сегодня в Сибирском федеральном университете получают образование почти 70 процентов студентов, 28 процентов — заочники, и 2,5 процента учатся на очно-заочной форме, — говорит руководитель пресс-службы СФУ Ярослава Жигалова. — Около 50 процентов специальностей, где необходимо большое количество практических занятий, принципиально не имеют заочной формы обучения, так как это может сказаться на качестве образования.

По словам Ярославы Жигаловой, на заочке учится две категории студентов: те, кто получает второе высшее, — в основном это экономисты и юристы, и те, кто осваивает первую техническую специальность, повышает свою квалификацию без отрыва от производства. “Заочное образование для такой огромной территории, как Сибирь, — необходимость. Населенные пункты края разделяют большие расстояния, и далеко не у всех есть возможность для получения высшего образования переехать жить хотя бы на время в такой крупный город, как Красноярск. Заочное образование — это оптимальный выход из положения”.

— У нас специфический вуз, — поясняет ректор Красноярской академии музыки и театра Константин Якобсон. — На некоторых специальностях, как, например, “Актер драматического театра и кино”, “Педагогика балета” или “Академическое пение”, нет заочного
обучения. Но там, где возможно, заочное отделение остается. Во-первых, времена сейчас для артистов непростые, даже студенты-очники стараются где-то подработать. Во-вторых, на заочные отделения поступают часто люди, которые созрели для образования и, имея практический опыт, стремятся повысить свою квалификацию.

Население также не готово полностью отказаться от заочки, особенно ценна она для взрослых людей, имеющих семью. Эта форма образования удобна и для тех, кто решил получить второе высшее образование или повысить квалификацию.

— Я сама была заочницей, — говорит преподаватель истории Оксана Ильина. — Ушла на это отделение после рождения ребенка. Благодаря заочке я закончила пединститут всего лишь на год позже, чем мои однокурсники, с которыми поступала. Так как маленького ребенка было не с кем оставить, вряд ли я смогла учиться на дневном. Если бы не было заочного отделения, мне пришлось бы вновь приступить к учебе лишь после того, как мой ребенок пошел в ясли. Думаю, что для людей нужно обязательно оставить право выбора.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА