Новости

Пешком за трамваем

Пешком за трамваем

Пешком за трамваемЕсли составить рейтинг редакционной почты, то безоговорочным лидером последних месяцев станет тема льготного проезда на общественном транспорте. Пожилые люди не хотят мириться с решением краевых властей о лимитированном количестве поездок. Потому что на себе испытывают трудности, связанные с измененной системой.

“Я поехал проведать больного товарища, пишет наш читатель Богдан Иванович Процак. — В автобусе меня предупредил кондуктор: “У вас последняя поездка!”. Купив лекарства и попроведав знакомого, отправился домой. А денег на проезд у меня не осталось. Пришел автобус. Я спросил у кондуктора, смогу ли доехать с пустой карточкой одну остановку. Ответ был короткий: нет. В трамвае получил тот же ответ. Перекрестившись, я двинул по трамвайным путям в гору. Чуть было Богу душу не отдал, пока шел, не молодой уже, 77 лет. Но шахтерская закалка помогла. За эти полчаса ходьбы я с горечью думал про свою старость, а еще о тех, кто придумал эту историю с льготными поездками, и понял: ничего они не видят, кроме кабинета и мягкого стула.

45 лет я каждый день спускался в шахту и смотрел смерти в глаза. Когда-то за труд меня наградили орденом Шахтерской славы, удостоили звания “Почетный шахтер”. А сейчас кондукторы отказываются везти меня, и я топаю пешком вслед за полупустыми трамваями. Боитесь, что я перегружу их?”.

Александра Ивановна Милевская тоже задает риторический вопрос: “Не-
ужели наше поколение не заработало на льготный проезд с неограниченным количеством поездок? Это унизительно — считать количество поездок по билету. Я их отмечаю на календаре. А ездить приходится на базу, на рынок — там продукты подешевле, в поликлинику, в аптеку. Пусть бы билет стоил дороже, но количество поездок было неограниченным. А то старые люди не могут понять, когда можно покупать дополнительные поездки, на почте нервничают, плачут, а у служащих не хватает терпения всем объяснить, они злятся, грубят”.

Еще один аргумент против лимита поездок — новшество ограничивает не только в передвижении, но и в общении. “Обидели нас своим решение краевые власти, — пишет Н. Г. Стрелина. — Мне, например, требуется на двух автобусах ехать, чтобы записаться на прием к узким специалистам. Не один раз нужно проехать в автобусе по аптекам, чтобы необходимое лекарство найти. Кроме этого, я в клубе занимаюсь, туда тоже ездить надо. Но теперь власти решили, что не нужно нам, старикам, общение. По телефону мы долго не разговариваем — дорого. Сейчас не можем еще и встречаться. А ведь по телевизору говорят, что власти о нас заботятся… Сразу бы сказали: надоели старики, которые во время войны работали не покладая рук”.

Петр Иосифович Кокин также оказался в затруднительной ситуации, как и многие, наверное, пенсионеры, помогающие престарелым соседям, знакомым. “Мне 76 лет, но я еще передвигаюсь. А рядом со мной живет бабка 90-летняя. Я ей во-
зил продукты, лекарства — помогал. Сейчас надо будет отказываться, поскольку в поездках ограничен”.

А Борис Алексеевич Байнак беспокоится за пожилых людей, которые выполняют общественную работу: “Следует учесть, что активная часть ветеранов вынуждены за свой счет совершать в день порядка шести-восьми поездок. При старой системе это позволяло им, в том числе и мне, работать и выполнять общественные дела. А при новой системе это невозможно — лимит не позволяет”.

Практически все пенсионеры, которые относятся к региональным льготникам (в частности, ветераны труда), апеллируют к Федеральному закону “О ветеранах”, который предусматривает бесплатный проезд этой категории льготников на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси). И действительно, такой пункт в законе был. Но сейчас, согласно этому же документу, но в новой редакции, “меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации”.

Пожилые люди не просто жалуются или возмущаются — они вносят конкретные предложения по изменению ситуации со льготным проездом.

Многих, конечно, задела информация о том, что некоторые льготники по 900 раз в месяц использовали социальную карту. У Александры Ивановны Милевской в голове не укладывается, как такое может произойти. Она сделала нехитрые подсчеты и получилось: для использования такого числа поездок нужно каждые 28 минут садиться в новый автобус… А Татьяна Александровна Вялых в своем письме возмущается: “Почему из-за мошенников страдаем мы? Надо было решать проблему по-другому: чиновникам хотя бы раз выезжать на проверку проездных и штрафовать нарушителей, лишать их карт, не для всех вводить лимит”. Пенсионерка вносит и другое предложение: “Многие старики получают “дорожные”, но билеты не покупают, поскольку не пользуются общественным транспортом. Но деньги эти — целевые. Поэтому можно выдавать их только в том случае, если человек предъявит квитанции об уплате за проезд в предыдущем месяце. Сколько бы денег тогда сэкономил бюджет и можно бы было безлимитный проезд восстановить для пенсионеров, которые пользуются общественным транспортом”.

У Виктора Дубакова предложение другое: “Надо просто добавить к пенсии по 600 рублей на проезд, а льготник сам будет смотреть, колбасу купить или ездить на транспорте. И индексировать эту сумму с учетом инфляции. Тогда улучшится материальная база муниципального транспорта, так как не будет халявных пассажиров. Отпадет трата денег на изготовление карточек, сканеров, службу компьютерщиков и т. д”.

Судя по многочисленным письмам в редакцию, пенсионеры надеются — их голос будет услышан и власти вернутся к вопросу о льготном проезде на общественном транспорте.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА