Новости
Пешком за трамваем
Если составить рейтинг редакционной почты, то безоговорочным лидером последних месяцев станет тема льготного проезда на общественном транспорте. Пожилые люди не хотят мириться с решением краевых властей о лимитированном количестве поездок. Потому что на себе испытывают трудности, связанные с измененной системой.
“Я поехал проведать больного товарища, пишет наш читатель Богдан Иванович Процак. — В автобусе меня предупредил кондуктор: “У вас последняя поездка!”. Купив лекарства и попроведав знакомого, отправился домой. А денег на проезд у меня не осталось. Пришел автобус. Я спросил у кондуктора, смогу ли доехать с пустой карточкой одну остановку. Ответ был короткий: нет. В трамвае получил тот же ответ. Перекрестившись, я двинул по трамвайным путям в гору. Чуть было Богу душу не отдал, пока шел, не молодой уже, 77 лет. Но шахтерская закалка помогла. За эти полчаса ходьбы я с горечью думал про свою старость, а еще о тех, кто придумал эту историю с льготными поездками, и понял: ничего они не видят, кроме кабинета и мягкого стула.
45 лет я каждый день спускался в шахту и смотрел смерти в глаза. Когда-то за труд меня наградили орденом Шахтерской славы, удостоили звания “Почетный шахтер”. А сейчас кондукторы отказываются везти меня, и я топаю пешком вслед за полупустыми трамваями. Боитесь, что я перегружу их?”.
Александра Ивановна Милевская тоже задает риторический вопрос: “Не-
ужели наше поколение не заработало на льготный проезд с неограниченным количеством поездок? Это унизительно — считать количество поездок по билету. Я их отмечаю на календаре. А ездить приходится на базу, на рынок — там продукты подешевле, в поликлинику, в аптеку. Пусть бы билет стоил дороже, но количество поездок было неограниченным. А то старые люди не могут понять, когда можно покупать дополнительные поездки, на почте нервничают, плачут, а у служащих не хватает терпения всем объяснить, они злятся, грубят”.
Еще один аргумент против лимита поездок — новшество ограничивает не только в передвижении, но и в общении. “Обидели нас своим решение краевые власти, — пишет Н. Г. Стрелина. — Мне, например, требуется на двух автобусах ехать, чтобы записаться на прием к узким специалистам. Не один раз нужно проехать в автобусе по аптекам, чтобы необходимое лекарство найти. Кроме этого, я в клубе занимаюсь, туда тоже ездить надо. Но теперь власти решили, что не нужно нам, старикам, общение. По телефону мы долго не разговариваем — дорого. Сейчас не можем еще и встречаться. А ведь по телевизору говорят, что власти о нас заботятся… Сразу бы сказали: надоели старики, которые во время войны работали не покладая рук”.
Петр Иосифович Кокин также оказался в затруднительной ситуации, как и многие, наверное, пенсионеры, помогающие престарелым соседям, знакомым. “Мне 76 лет, но я еще передвигаюсь. А рядом со мной живет бабка 90-летняя. Я ей во-
зил продукты, лекарства — помогал. Сейчас надо будет отказываться, поскольку в поездках ограничен”.
А Борис Алексеевич Байнак беспокоится за пожилых людей, которые выполняют общественную работу: “Следует учесть, что активная часть ветеранов вынуждены за свой счет совершать в день порядка шести-восьми поездок. При старой системе это позволяло им, в том числе и мне, работать и выполнять общественные дела. А при новой системе это невозможно — лимит не позволяет”.
Практически все пенсионеры, которые относятся к региональным льготникам (в частности, ветераны труда), апеллируют к Федеральному закону “О ветеранах”, который предусматривает бесплатный проезд этой категории льготников на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси). И действительно, такой пункт в законе был. Но сейчас, согласно этому же документу, но в новой редакции, “меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации”.
Пожилые люди не просто жалуются или возмущаются — они вносят конкретные предложения по изменению ситуации со льготным проездом.
Многих, конечно, задела информация о том, что некоторые льготники по 900 раз в месяц использовали социальную карту. У Александры Ивановны Милевской в голове не укладывается, как такое может произойти. Она сделала нехитрые подсчеты и получилось: для использования такого числа поездок нужно каждые 28 минут садиться в новый автобус… А Татьяна Александровна Вялых в своем письме возмущается: “Почему из-за мошенников страдаем мы? Надо было решать проблему по-другому: чиновникам хотя бы раз выезжать на проверку проездных и штрафовать нарушителей, лишать их карт, не для всех вводить лимит”. Пенсионерка вносит и другое предложение: “Многие старики получают “дорожные”, но билеты не покупают, поскольку не пользуются общественным транспортом. Но деньги эти — целевые. Поэтому можно выдавать их только в том случае, если человек предъявит квитанции об уплате за проезд в предыдущем месяце. Сколько бы денег тогда сэкономил бюджет и можно бы было безлимитный проезд восстановить для пенсионеров, которые пользуются общественным транспортом”.
У Виктора Дубакова предложение другое: “Надо просто добавить к пенсии по 600 рублей на проезд, а льготник сам будет смотреть, колбасу купить или ездить на транспорте. И индексировать эту сумму с учетом инфляции. Тогда улучшится материальная база муниципального транспорта, так как не будет халявных пассажиров. Отпадет трата денег на изготовление карточек, сканеров, службу компьютерщиков и т. д”.
Судя по многочисленным письмам в редакцию, пенсионеры надеются — их голос будет услышан и власти вернутся к вопросу о льготном проезде на общественном транспорте.