Стадион

Президент краевой федерации сквоша Алексей Солдатов: «У каждого возникает желание что-то побить о стену»

Алексей Солдатов поговорил с нами о спорте и развитии.

Президент краевой федерации сквоша Алексей Солдатов: «У каждого возникает желание что-то побить о стену»
Алексей Солдатов.

Дмитрий Шабалин

Красноярский сквош медленно, но верно развивается. Второй год подряд краевая сборная занимает третье место в чемпионате России, и это можно назвать успехом. Стоит ли рассчитывать в будущем на золотые медали и каков сейчас вектор развития этого вида спорта? Эти и другие вопросы «Городские новости» обсудили с Алексеем Солдатовым — председателем краевой федерации сквоша.

Готовится смена

— Как вы сами оцените третье место в командном зачёте? Достижение или шаг назад?

— Скорее, подтверждение нашего уровня и удержание планки. Красноярск по развитию сквоша всегда был примерно третьим в России — что 20 лет назад, что 10, что сегодня. При этом внутри страны активно идёт развитие, появляются новые региональные федерации, растут хорошие юниоры. За счёт этого ужесточается конкуренция. Но можно точно сказать, что мы занимаем своё место. Был, конечно, шанс побороться за золото...

— Но чего-то не хватило?

— Пока нам тяжело на равных играть с чемпионами. Третье место — оно наше, тут нет никаких сомнений. Тем более результат делали не первые ракетки команды, а молодые игроки.

— Я так понимаю, впереди вас Москва и Санкт-Петербург?

— Да, как и во многих других видах спорта. Хотя самая сильная школа сквоша находится в Нижнем Новгороде. Там вырастают очень сильные спортсмены, но потом они уезжают в те же Москву и Питер. В Новосибирске родился чемпион России Владислав Титов, который также выступает за столичный регион. Наша же команда более чем на 90 процентов состоит из красноярцев. Разве что мы подписали одного игрока из Москвы — Константина Кострыкина. Но это очень крутое усиление.

— Интересно получается: новосибирцы живут в Москве и играют за неё же, а наш Дмитрий Гришанин уехал в столицу и продолжает выступать за родной Красноярск.

— А мы с ним так и договаривались. Ещё есть Михаил Скурихин, которого тренировал в том числе я. Он тоже живёт в Москве, но играет за родной Красноярск. Связь с ребятами не потерялась.

— В сборной края есть молодые Михаил Скурихин и Артём Николаев. Есть спортсмены постарше — например, вашего возраста. Гришанину и вовсе за 40. Каков средний возраст команды?

— Примерно 30 лет. Это нормальная цифра — в теннисе, например, возрастные игроки до сих пор остаются в лидерах. Тот же Новак Джокович, который в 36 лет выиграл турнир «Большого шлема». Я читал, что молодёжь старается и растёт, но более старшее поколение прекрасно чувствует себя в теннисном туре. В сквоше та же ситуация. До 35–37 лет можно спокойно играть и выигрывать. Но, конечно, нужно омоложение. Мы сейчас готовим себе смену. Есть Глеб Чудинов, Алексей Адамович — будем вводить их в команду и работать с ними на перспективу.

Есть на кого равняться

— Женская команда заняла пятое место на чемпионате России. Для Красноярска, я так понял, это чуть ли не выдающийся результат. Почему?

— Если учесть, что девчонки заняли пятое место из шести команд... (Смеётся.) Но я его и планировал исходя из составов. Мы поехали без запасного игрока. Была слабая надежда на четвёртое место, но никаких медальных иллюзий я не питал. Команда молодая — 18, 20 и 23 года. Попробовали, вроде понравилось.

— Прицел на будущее?

— И не только. Вообще надо понимать, что собрать команду на чемпионат России — уже событие. В стране 29 аккредитованных региональных федераций, и не каждая пока имеет свою сборную. Сквош — это индивидуальный вид спорта, и командные соревнования появились не так давно. Мы их, например, добавили в календарь несколько лет назад.

— Кто из девушек может навязать конкуренцию Анастасии Зайбель? Пока ей нет равных, и она постоянно на слуху.

— У нас есть очень хорошие Александра Цурина и Ксения Маркова, которые ездили на чемпионат России. Девчонки раньше занимались теннисом, но потом переключились на сквош. Зайбель получила много соревновательного опыта и стала чемпионкой России среди студентов. За ней могут тянуться другие девчонки. Это очень полезно.

Переманили сильнейшего

– Если говорить об организации чемпионата России, то чувствуется ли статус?

– Да, вполне. По положению допускается минимум шесть сборных – эта норма выполнена и у мужчин, и у женщин. Даже за рубежом, где сквош развит намного лучше, нет большого количества команд. Знаю, что в чемпионате Франции могут играть максимум шесть-семь коллективов. Это нормально – опять же напомню, что сквош индивидуален. В Санкт-Петербурге собрались все сильнейшие игроки. По накалу и интересу матчи были даже интереснее, чем в личном чемпионате России – он, кстати, идёт в эти дни. В прошлые годы команды не всегда собирались, а тут их стало больше и выросла конкуренция. Так что получился полноценный чемпионат, и это здорово.

– Кто на личном чемпионате представляет Красноярск?

– Третий сеяный – Константин Кострыкин. Четвёртый – Михаил Скурихин. Посев говорит, что парни должны бороться за медали. Артём Николаев пропустил несколько турниров и упал в рейтинге на девятое место. Было бы круто увидеть наших в борьбе за бронзу. (В итоге так и получилось – Кострыкин обыграл Скурихина в бронзовом финале. – Прим. авт.).

– Золото не рассматриваете?

– Пока нет. Есть феноменальный Владислав Титов, который живёт в Новосибирске и представляет Москву. Макар Есин из Нижнего Новгорода тоже очень силён. До них сейчас крайне сложно дотянуться. Есть сильные юниоры, которые готовы составить конкуренцию лидерам! Поэтому на данный момент бронза – наш потолок, который надо ещё достичь. Да и раньше так было – только у Гришанина есть серебро чемпионата России. Пока это наш максимальный результат во взрослом сквоше.

– Третье место на России – это какое звание?

– Кандидат в мастера спорта. Мы все его подтвердили. Кроме Кострыкина – он мастер спорта, чемпион России. Но все его достижения связаны с игрой за Москву.

– Кстати, а как переманили его к нам?

– Его отец Сергей Кострыкин – легенда российского сквоша, который играет ещё с девяностых годов. В своё время он часто приезжал к нам, играл на турнирах, помогал с судейством. Позже Костя ездил, тоже был вовлечён во все процессы. Мы с ним дружим, он – боец по натуре. Решили его заявить за нас. Он и здесь ребят тренирует, и у себя в Москве. Но его прошлые достижения мы себе не присваиваем – они были добыты в другом месте.

Только в Красноярске

– Ваши достижения поспособствуют тому, чтобы в какой-нибудь красноярской спортшколе появилось отделение по сквошу?

– Пока, увы, нет. Может, где-то я недорабатываю – признаю. Но в перспективе всё возможно. Вообще мы развиваемся по плану. У нас были тяжёлые времена шесть лет назад: Гришанин уехал, тренеры разбежались кто куда, и я остался практически один. Некоторые вещи приходилось начинать с нуля. Но удалось всё запустить и сейчас думать о развитии. Планы на школу есть – если не я их доведу до конца, то это сделает кто-то другой.

– А нужна ли вообще эта школа?

– Конечно, нужна. Другой вопрос, что инфраструктуры нет. В спортзалах нет кортов для сквоша, особенно в муниципальных. Может, что-то сделаем на базе «Теннис-Холла».

– Имеющихся кортов хватает? Насколько знаю, их не так много – три в «Теннис-Холле» и один в «Радуге», да и тот не пойми какой.

– Если смотреть по результатам федерации, то да. Наши спортсмены привозят медали чемпионата России – это о чём-то говорит. У нас два вектора: профессиональный и массовый спорт. Если говорить о профессиональном, то всё неплохо. А для вовлечения людей кортов не хватает. В идеале в каждом районе должны быть корты, но это огромные финансовые вложения, и мы их себе позволить не можем. Да и потом, сквош – нишевый вид спорта, который не так сильно развит. Но мы стараемся.

– Если говорить о других городах и районах края, то как там обстановка?

– Никак. Сквоша, кроме Красноярска, нет нигде. Причина банальна – отсутствие кортов. У нас вид спорта подразумевает специальную конструкцию нестандартных размеров. Её не в каждом спортзале сделаешь. Если говорить откровенно, проблем с кортами нет только в Москве. Все остальные регионы так или иначе страдают от нехватки места.У нас ещё и федерация сквоша России достаточно молодая. Я в ней, кстати, курирую открытие региональных отделений, являясь членом Президиума. И могу сказать, что Красноярск является одним из лидеров по развитию.

– Имея всего четыре корта?

– Тут в расчёт берутся не только корты. Смотрят на работу с документами, на количество молодых игроков, на результаты. Понятно, что по площадкам Москва вне конкуренции – там около 80 штук построено. Но и населения в десять раз больше. Мы по вовлечённости ближе к Новосибирску, при этом у нас именно профессиональные корты. Спасибо строителям «Теннис-Холла», которые невольно заложили основу развития нашего вида спорта.

Инвентарь есть

— Где брать молодое поколение?

— Обычно действующие игроки приводят детей, и мы их тренируем. Конечно, вовлекаются теннисисты. Кого-то затягивает азарт, новое увлечение, возможность новых игровых достижений. Большое спасибо теннису — и тренерам, и федерации. Я прекрасно понимаю, что многие положительные качества Гришанина, Николаева, Зайбель, Марковой, да и мои, были заложены в юности на теннисных тренировках. Но хочется своих воспитывать. Как пример — Скурихин, который с самого раннего детства играет в сквош. Он полностью наш, доморощенный, и к теннису не имеет никакого отношения.

— Насколько знаю, Скурихин в детстве играл в футбол.

— А кто в него не играл? (Улыбается.) Я сам из футбола вышел. Тут суть в том, что Миша очень рано пришёл к нам и стал играть. У нас небольшой приток, но мы в каждого сильно вкладываемся.

— С инвентарём как дела, учитывая геополитическую обстановку?

— В России он не производится, но с ним проблем нет. На рынке пока есть и ракетки, и мячики. Разница только в стоимости, но это терпимо. А так играть есть чем, и это главное.

Сибирь в трендах

— Последние несколько лет вы возглавляете краевую федерацию сквоша. Когда поняли, что нужно взять на себя административные обязанности?

— Примерно шесть-семь лет назад Гришанин собрался уезжать в Москву, и мы с ним обсуждали, что делать дальше. Зашёл разговор о федерации. В этот момент появилось желание взять работу на себя. У нас есть много отличных игроков поколения нулевых и начала десятых годов. Хотелось присвоить им разряды, выразить какую-то благодарность за то, что так тепло приняли в сквош и многому научили. Но потом оказалось, что это не так просто.

— Ну, сейчас хотя бы кандидаты есть.

— Конечно. Увы, не всем удалось стать кандидатами, потому что возраст уже не позволяет конкурировать с молодыми и побеждать на соревнованиях. Но главное, что федерация существует и потихоньку развивается. Есть, кстати, новые дисциплины — например, «сквош 57», который скоро может стать официальным. Там есть шанс и у игроков за 45.

— За эти годы не было желания всё бросить и сконцентрироваться на семье и так называемой нормальной работе?

— Было, не стану скрывать. Думаю, оно есть у всех, кто занимается общественной работой. Надо отдать должное — у нас не такая большая федерация, чтобы сильно уставать. Тут ещё наложилось, что я состою в президиуме федерации сквоша России — там совсем другой уровень нагрузки. Отнимает много сил. Но нужно потерпеть — наблюдается новый виток развития, и его нужно довести до конца.

Сейчас идёт переаккредитация федерации — это большой труд, который мы всей командой делали два года. В какой-то момент у нас отобрали полномочия. Пришлось увеличивать количество задействованных регионов. Было 13, а стало 29. Это всё равно мало — для полноценной аккредитации нужно хотя бы половину от всех, то есть примерно 45. На данном этапе такое нереально сделать. Но будем работать.

— В Сибири, я так понимаю, только два города охвачены сквошем — Красноярск и Новосибирск?

— Вот, кстати, наш федеральный округ — единственный, где задействованы более половины регионов. Красноярск, Иркутск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Абакан, Барнаул — семь городов, получается. И почти везде есть корты или хотя бы желание их построить. На первое время одной-двух площадок вполне хватит. Пока мы — единственный округ, который проводит свой чемпионат и присваивает за него разряды! Скоро, кстати, ещё Центральный ФО подтянется.

Две будки, две ракетки

— Вы перед интервью отмечали, что в Красноярске пройдёт чемпионат России по сквошу среди студентов. Это, я так понимаю, признание заслуг региональной федерации?

— Если говорить точнее, это не чемпионат, а всероссийские студенческие соревнования. Но по уровню игроков и качеству организации можно сказать, что чемпионат. А про заслуги — возможно, и так. В своё время я вызывался помочь студенческому сквошу, написал программу и стратегию, её согласовали. Понимаю, что развивать это направление очень тяжело — ни в одном вузе России, кроме красноярского, нет своих кортов. А на коммерческие студентам тяжело попасть. Но они играют, поэтому мы обязались проводить такие чемпионаты.

Вообще сквош хорош тем, что в него можно прийти в любом возрасте. Не получилось в студентах — ничего страшного, времени ещё много. Я пришёл в 25 лет, а в 36 стал кандидатом в мастера спорта и призёром чемпионата России. У меня есть ребята, которые в 33 года начинают.

— Возраст возрастом, но условия очень важны. Нестандартные корты мало кому нужны.

— Это верно, но по своей сути сквош — простейшая игра. Нужно просто бить мяч в стену. Есть разновидности, но, по сути, всё это сквош. Я, кстати, писал программу для школ, чтобы приучать детей. В любом спортзале есть четыре стены. На одну из них прибил кусок фанеры — и вперёд! Я сам был ребёнком и помню, как классно пинать мяч в стену. Помахать ракетками — почему бы и нет? Только фанеру прибить, чтобы стена не портилась.

— Но это всё-таки не классический сквош, который признан официальным видом спорта. А просто помахать ракетками — это интересно, но юридически такой игры не существует. Вас ни в какую школу, увы, не пустят.

— Мы это понимаем, да. Сейчас с этим всё строго. Хотя я помню, как в десятом классе играл в районе улицы Мичурина на электрических будках. У меня были две ракетки и мячик — я же теннисом занимался. Тогда на той площадке весь Ленинский район собирался. А будки ещё рядом стояли, и мячик отскакивал от одной к другой. Мы не знали, что это сквош! Но придумали что-то подобное сами. На этих будках, кстати, до сих пор осталась разметка, которую я тогда чертил. Сквош должен быть в любом случае. У каждого возникает желание что-то побить о стену.

Звезда во дворе

— Где вы нашли в своё время настоящий сквош?

— Вообще в детстве родители искали для меня разные варианты досуга. Отдали на хоккей в «Енисей», я был вратарём, но так и не понял, как ловить маленький мячик. Всё прыгал за ним, как в футболе. Потом пришёл в «Теннис-Холл». Наш класс тогда пригласили тренеры. Я два года занимался теннисом, но он мне давался очень тяжело. На корт для сквоша не заходил вообще, хотя там в то время уже зажигал Дмитрий Гришанин.

Уже после института мне ребята как-то сказали: «Слушай, тут есть сквош, мы в Москве попробовали, нам очень понравилось. Ты в теннис играл. Пойдём?» Я согласился, мы пошли. Причём мне было уже 25 лет, я давно спортом не занимался, где-то и лишний вес появился... Но мне понравилось. Там я познакомился с Гришаниным, и он как-то предложил сыграть на турнире. Мол, у меня должно всё получиться. Я отнекивался, но всё же поддался на уговоры. И что-то даже получилось! В итоге там и остался. Компания хорошая подобралась, общение классное — это затянуло.

— Вы отметили, что вышли из футбола. Где играли, за кого?

— Профессионально нигде не занимался. Играл в дворовых лигах родного правого берега, в районе магазина «Баджей». С детства ходил на матчи взрослых — тогда на поле 94-й школы по 50 команд собиралось! А я ещё мелким был, мог только за воротами стоять и мячи подавать. В 13 лет мужики позвали к себе играть. Так я стал вратарём. Затянуло, помню, очень сильно: Лев Яшин — кумир детства, всё в таком роде. В дворовом футболе был звездой, мог за 15 разных команд играть. А вот в институте не пошло — спину повредил... По сути, в 18–19 лет я закончил с футболом.

— Как семья относится к увлечению?

— Полностью поддерживает. Отец — спортсмен, профессиональный тренер по вольной борьбе, он всегда на моей стороне. Всегда интересуется, даёт советы. Мама очень рада увлечению и достижениям. Супруга тоже поддерживает, но на соревнования не ходит. Главное, что не мешает. (Улыбается.) Сыну три с половиной года, вот сейчас его стараюсь привлечь. За мячиком уже вовсю бегает! Но в будущем, конечно, пусть сам решает — мы дадим ему право выбора.

Досье

Алексей Солдатов

Дата рождения: 31 августа 1985 года (Красноярск).

Деятельность: член президиума Федерации сквоша России, председатель Федерации сквоша Красноярского края.

Звание: кандидат в мастера спорта.

Достижения: бронзовый призёр чемпионата России по сквошу в командном зачёте (2022, 2023).

Семья: женат, воспитывает сына.

Хобби: спорт, музыка.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА