Новости

Сезон побегов

Сезон побегов

Сезон побегов“Абонент недоступен” — эта фраза у большинства родителей школьников способна мгновенно вызвать панику. Если ребенок не отвечает на звонок час-два, не появляется вовремя дома, воображение начинает рисовать самые страшные картины.

Следить за каждым шагом своего чада сегодня родителей заставляют обстоятельства. Лучше проявить осторожность, чем потом винить себя всю жизнь, убеждены встревоженные криминальными сводками матери и отцы.

Уходят сами

Ежегодно в России в розыске находятся более двадцати тысяч детей, среди них те, кто пропал бесследно. Возможно, совсем скоро в России появится национальный центр по розыску пропавших детей — решение о его создании уже принято и поддержано и высшим руководством страны, и правоохранительными ведомствами.

Каким он будет, чем, кроме непосредственно розыска, станут заниматься его сотрудники и что это будут за профессионалы, недавно обсуждалось в Общественной палате РФ. В идеале национальный центр по поиску детей должен стать примером сотрудничества неправительственных организаций и госструктур. Кроме того, идет разговор о предоставлении доступа к базам данных о преступниках. Создаваемая организация объединит усилия родителей и правоохранительных органов.

В Красноярском крае в среднем в год регистрируется две тысячи случаев пропажи несовершеннолетних. Но по факту потерявшихся детей меньше. Дело в том, что статистику увеличивают дети, сбегающие из дома и государственных учреждений по несколько раз в год.

— Пропавший ребенок — это всегда страшно, — говорит Андрей Кучерявый, начальник отдела организации розыска управления уголовного розыска по Красноярскому краю. — Но, к счастью, девяносто восемь процентов случаев пропажи детей не связаны с насильственными действиями. Большинство несовершеннолетних уходят из дома сами.

Была ли ссора?

Проблема пропавших детей имеет свою сезонность. Количество случаев увеличивается с наступлением тепла. Сезон побегов откроется уже в апреле и прекратится с наступлением холодов.

— Искать несовершеннолетнего начинают с момента обращения в милицию, — объясняет Андрей Кучерявый. — Никаких ожиданий в течение трех суток. Сразу выясняем, предшествовал ли исчезновению ребенка какой-то конфликт в семье. Часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители не хотят рассказывать о проблеме. Внешне благополучные семьи не желают выносить сор из избы.

Другая проблема — родители не знают круга общения собственного ребенка. У них нет друзей, их адресов, телефонов. Порой взрослые в принципе не в курсе, чем живет их чадо.

— Дети уходят из дома по разным причинам, — рассказывает Ирина Карсак, заместитель начальника отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних УВД по Красноярску. — Например, бегут из неблагополучных семей. Кто-то отправляется на улицу за развлечениями. Часто на вопрос, почему ушел из дома, ребенок пожимает плечами, то есть не может объяснить причину.

Летом в большие города едут дети из сельских районов. Найти их оказывается делом несложным. Неискушенные в развлечениях деревенские ребята болтаются в торгово-развлекательных центрах, парках аттракционов, кинотеатрах. Часть беглецов — это воспитанники детских домов и интернатов. Такие дети, как правило, пытаются вернуться к своим родителям.

Но среди тех, кто в розыске, немало ребят из благополучных, полных семей. Таких историй Ирина Карсак знает не один десяток. Современные дети с характером. Чуть что, сразу мстить родителям. “Не пустишь на улицу и не дашь свою косметику? Ты еще пожалеешь!” — четырнадцатилетняя девчонка хлопает входной дверью перед лицом матери. Когда дочь не приходит из школы, встревоженная женщина звонит в милицию. Оперативная работа начинается с момента обращения. Вечер и ночь, когда нет никаких известий, становятся для матери кошмаром. Зато утром девочка как ни в чем не бывало возвращается домой. Своей вины школьница не чувствует. Что тут такого — просто хотела отомстить маме, чтобы та как следует понервничала.

Другой случай: двенадцатилетний подросток поругался с мачехой. Женщина воспитывала мальчика с двух лет, и отношения, казалось, были не хуже, чем в других семьях. Поводом для ссоры стал внешний вид ребенка — неряшливая прическа и одежда. Психанув, он пошел в школу и не вернулся. Когда на утро в одном из подъездов его нашли кинологи, мальчик признался, что уже сам собирался домой.

Автостопом до Москвы

Хорошо, когда все хорошо заканчивается и найденное обиженное чадо благополучно возвращается домой. И вот в этот момент родителям важно объяснить ребенку, что такое поведение в следующий раз может довести до беды. О возможных опасностях следует говорить прямо и без истерик. И постарайтесь выстраивать с детьми доверительные отношения, искренне интересуйтесь их проблемами.

Не допустить трагедий с маленькими потерявшимися детьми помогает обычное человеческое участие. Взрослый не должен проходить мимо одинокого или испуганного ребенка. Достаточно просто вызвать милицию или привести его в ближайшее отделение.

Кстати, удивительную “чуткость” порой демонстрируют кондукторы в общественном транспорте. В Красноярске уже были скандалы, когда младшеклассников высаживали на первых попавшихся остановках. Ребенок оказывался виноват в том, что перепутал маршруты. Однако забрать последние деньги за проезд у растерявшихся детей кондукторы не стеснялись.

Кроме того, взрослые становятся пособниками детей, пытающихся путешествовать. Красноярские подростки автостопом добирались даже до Москвы. В шестнадцать лет кажется, что это дерзкое, романтичное приключение, да и водители попадаются отзывчивые. А ведь подросток рискует стать жертвой преступления — где гарантия, что на всем пути люди ему будут встречаться исключительно порядочные.

Случаются и очень странные проявления сердобольности. Так, девятилетняя девчушка поссорилась с отцом. Чтобы попугать папу, отправилась бродить по улицам. Вечером ее подобрали незнакомые люди. Они накормили девочку, оставили переночевать, утром дали денег и отправили домой. Почему сразу не сообщили в милицию, непонятно. А ведь в это время испуганные родители себе не находили места.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА